|
|
N°146, 15 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Впереди меня ждет только радость»
Композитору Микаэлу Таривердиеву сегодня исполнилось бы 70 лет
Микаэла Леновича Таривердиева трудно назвать известным, как трудно назвать просто известным тот факт, что Луна вращается вокруг Земли. Музыка Таривердиева -- это эпоха, культурная летопись второй половины двадцатого века.
Таривердиев родился в Тбилиси в 1931 году. В 1957 году окончил Институт имени Гнесиных, где изучал композицию у Арама Хачатуряна. В Гнесинке на четвертом курсе Таривердиев принял предложение студентов ВГИКа Михаила Калика и Бориса Рыцарева написать музыку к их первой картине. Встретились режиссер и композитор, можно сказать, случайно: «К нам (в институт) пришли ребята из ВГИКа и предложили написать музыку к их курсовой работе. Шла сессия, всем было некогда. А мне было интересно, и я согласился». Так началось их сотрудничество, продолжившееся уже на профессиональном уровне: Таривердиев написал музыку к фильмам Калика «Разгром», «Человек идет за солнцем», «Любить» и другим. Всего же композитором написана музыка к полутора сотням картин. Чуть ли не ко всей этой киномузыке подходит сегодняшнее слово «хит», причем без приставки «ретро». Многие киноленты запомнились прежде всего из-за обворожительно-скуповатых, горчащих чувственных мелодий Таривердиева. Написать о нем как о «советском композиторе» рука не поднимается -- мелодизм Таривердиева не имеет национального и социального клейма, он просто... мелодичен! По-европейски.
«Мир кино мне всегда был близок, -- вспоминал композитор. -- Каждый новый фильм становился для меня полигоном для экспериментирования по соотношению звука и изображения». Эксперименты часто становились настоящей удачей: лейтмотив «Семнадцати мгновений весны» настолько сливается с тканью фильма, что у зрителя возникает реальное чувство, что он там, в Берлине 45-го. Композитору вообще очень часто удавалось передавать слушателю и зрителю свое ощущение времени, это касается и военных лет, и 60-х, и 90-х. «До свидания, мальчики!»
Микаэла Леновича Таривердиева трудно назвать известным, как трудно назвать просто известным тот факт, что Луна вращается вокруг Земли. Музыка Таривердиева -- это эпоха, культурная летопись второй половины двадцатого века.
Таривердиев родился в Тбилиси в 1931 году. В 1957 году окончил Институт имени Гнесиных, где изучал композицию у Арама Хачатуряна. В Гнесинке на четвертом курсе Таривердиев принял предложение студентов ВГИКа Михаила Калика и Бориса Рыцарева написать музыку к их первой картине. Встретились режиссер и композитор, можно сказать, случайно: «К нам (в институт) пришли ребята из ВГИКа и предложили написать музыку к их курсовой работе. Шла сессия, всем было некогда. А мне было интересно, и я согласился». Так началось их сотрудничество, продолжившееся уже на профессиональном уровне: Таривердиев написал музыку к фильмам Калика «Разгром», «Человек идет за солнцем», «Любить» и другим. Всего же композитором написана музыка к полутора сотням картин. Чуть ли не ко всей этой киномузыке подходит сегодняшнее слово «хит», причем без приставки «ретро». Многие киноленты запомнились прежде всего из-за обворожительно-скуповатых, горчащих чувственных мелодий Таривердиева. Написать о нем как о «советском композиторе» рука не поднимается -- мелодизм Таривердиева не имеет национального и социального клейма, он просто... мелодичен! По-европейски.
«Мир кино мне всегда был близок, -- вспоминал композитор. -- Каждый новый фильм становился для меня полигоном для экспериментирования по соотношению звука и изображения». Эксперименты часто становились настоящей удачей: лейтмотив «Семнадцати мгновений весны» настолько сливается с тканью фильма, что у зрителя возникает реальное чувство, что он там, в Берлине 45-го. Композитору вообще очень часто удавалось передавать слушателю и зрителю свое ощущение времени, это касается и военных лет, и 60-х, и 90-х. «До свидания, мальчики!»
Александр БЕЛЯЕВ