|
|
N°138, 02 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земля обетованная
Жители двух сел Хабаровского края просятся в Еврейскую автономную область
Административно села Кукан и Догордон подчинены Хабаровскому району Хабаровского края. Но хотят перейти в состав Еврейской автономной области.
Даже местное отделение ЖКХ на вывеске обозначено как филиал Сергеевского предприятия, расположенного в самом пригороде краевого центра. Тем не менее путешествие в Кукан занимает не меньше чем полдня. Сперва нужно добраться до Биробиджана -- административного центра Еврейской автономной области. А здесь искать попутку. Другим способом случайным пассажирам до Кукана не добраться. Регулярный транспорт, по словам обитателей отдаленного села, «в нашу глушь уже много лет не ходит". Пользуются люди услугами частников. Два стареньких микроавтобуса «УАЗ», в простонародье «таблетки», ежедневно курсируют между Куканом и биробиджанским вокзалом. Другая машина, если не вездеход и не джип, по лесной дороге не пройдет. Трасса -- полный экстрим, семьдесят километров автомашины преодолевают за четыре часа. От того и берут водители с односельчан безбожные 150 руб. с человека в одну сторону. Никаких льгот для пенсионеров или инвалидов не предусмотрено. Записываться на поездку приходится за неделю вперед -- ехать нужно всем, так что места в микроавтобусе на вес золота.
В Кукане мы оказались уже под вечер. До села добрались аккурат к началу схода. Жители таежной деревни решили собрать его от безысходности. В повестке один вопрос -- как жить дальше. Народ гудит: Хабаровский край нам не отец родной, а отчим. Станет ли Еврейская автономия матерью или тоже окажется мачехой для куканцев, местные жители пока не задумываются. Политическую акцию с прицелом на административную границу начинает Лидия Калинина, пенсионерка, руководитель инициативной группы по переходу под юрисдикцию соседней области: «Мы уже отчаялись и просим губернатора Еврейской автономной области Волкова принять нас под свое крыло, потому что жить так уже мочи нет».
Решение схода -- написать письмо в правительство соседней области. Под резолюцией свои подписи поставили две трети жителей Кукана и Догордона. От своего имени они просят руководство Еврейской автономной области присоединить их село к соседнему региону, так как Биробиджан к Кукану намного ближе, чем Хабаровск, да и большая часть дороги идет по территории области. Документ этот решили отправить и в Биробиджан и параллельно копию в Хабаровск.
Жители Кукана ведут отсчет своей почти средневековой жизни. Перебои с электричеством здесь начались с весны 1994 года. ЛЭП в поселок лесорубов так и не построили, а топливо для дизельных электростанций завозили с биробиджанской нефтебазы. После того как область вышла из состава Хабаровского края, начались проблемы с доставкой горючего и соответственно перебои со светом. После того как единственное в Кукане лесозаготовительное предприятие обанкротилось, к межбюджетным проблемам добавились трудности с содержанием дороги. Трасса состояла на балансе леспромхоза, и после его ликвидации оказалась фактически ничейной.
В 2002 году Госавтоинспекция Хабаровского края признала дорогу Кукан--Биробиджан аварийной. Движение пассажирского транспорта по ней было запрещено. А самолеты малой авиации прекратили полеты в куканский аэропорт. Ремонт трассы, по расчетам специалистов, обойдется в 200 млн руб. -- это доход всего Хабаровского района за год. Как сообщил директор Курурмийского лесхоза Сергей Горбунов, «дорога на Кукан идет по территории двух субъектов федерации: Еврейской автономной области и Хабаровского края. Значит, наша администрация не может вкладывать бюджетные средства в эту дорогу, так как она проходит по двум регионам. Потому что получается нецелевое использование средств».
В этом году из-за транспортных проблем труднодоступные поселки вообще могут остаться без топливных запасов. Как сообщила корреспонденту «Времени новостей» руководитель ЖКХ Кукана Галина Калинина, у не на руках имеется письменный отказ биробиджанской нефтебазы завозить горючее в Кукан и Догордон -- "так как на днях бензовоз просто разорвал бочку на куканских ухабах». В результате свет в дома Кукана подают на три часа в сутки, а в Догордоне его нет вообще. Сотрудники почты также выслали предупреждение местным властям, что прекратят возить в Кукан пенсии: ездить с крупными суммами по такой трассе опасно.
Инициаторы подачи петиции в успех своей политической акции верят с большими трудом. Процедура изменения административных границ очень сложна и требует проведения референдумов сразу в двух регионах. Как сообщил заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры России в Дальневосточном федеральном округе Константин Трошин, плебисциты должны пройти не только в приграничных районах, одобрить или отказать менять административные границы должны жители Хабаровского края и Еврейской АО.
Власти двух регионов от официальных комментариев отказываются. Как сообщил корреспонденту «Времени новостей» руководитель управления общественных связей при правительстве Еврейской автономной области Анатолий Рабинович, любые попытки изменения административных границ руководство автономии рассматривает как провокацию со стороны соседнего края. Любые разговоры по поводу изменений административных границ области очень напоминает попытки начать процесс слияния двух соседних регионов. Интересно, что на территории Смидовичского района Еврейской автономии тоже сильны сепаратистские отношения. Жители поселков имени Тельмана, Приамурского, Николаевки, которые, по сути, являются пригородом Хабаровска, но административно подчинены Биробиджану, неоднократно писали обращения, подобные куканскому. Однако положительного решения пока так и не добились.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровский край -- Еврейская автономная область