|
|
N°146, 15 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Приют» миссионеров
Талибы готовятся перенести столицу из Кабула в Кандагар
Завтра исполняется пять лет с того дня, как российские летчики из татарской компании «Аэростан» совершили дерзкий побег из Кандагара, где больше года провели в плену у талибов. В начале августа 1995 года талибский МиГ вынудил к посадке грузовой Ил-76, перевозивший стрелковое оружие и амуницию, закупленные для противников «Талибана» из Северного альянса. Обстоятельства побега до сих пор представляются весьма загадочными, летчикам удалось поднять в воздух собственный Ил, несмотря на бдительную охрану аэропорта, за что двое из них получили звание Героя России, а остальные -- ордена.
Все долгие месяцы плена Москва тщетно пыталась договориться с талибами о выдаче своих граждан, но исламские радикалы, мало кому в мире тогда еще известные, использовали контакты с российскими представителями для собственной рекламы. Удачу отчаянного побега летчиков из Казани тогда пытались объяснять даже некоторыми закулисными договоренностями руководства «Талибана» с российскими спецслужбами, согласно которым Кандагар якобы «упустил» беглецов в обмен на определенные услуги Москвы.
С тех пор бородатые «студенты» не раз использовали подобную тактику в отношениях с внешним миром, пытаясь в лучшем случае выторговать себе дипломатическое признание со стороны цивилизованных государств либо на худой конец лишний раз привлечь к себе внимание.
Нечто подобное происходит и в эти дни, когда талибы играют на нервах правительств Германии, США и Австралии, чьи граждане, восемь сотрудников гуманитарной организации «Приют -- сейчас» («Shelter Now»), арестованы около недели назад в Кабуле по обвинению в распространении христианства. Кроме них арестованы 16 афганцев, сотрудников «Приюта». Всем им согласно шариатским законам в трактовке талибов грозит смертная казнь. Однако несколько дней назад верховный лидер «Талибана» мулла Омар приговорил «миссионеров» к символическому заключению на срок от 3 до 12 дней, после чего они подлежали депортации из Афганистана в течение 48 часов.
Вчера после долгих проволочек с получением въездных виз в Кабул было позволено прибыть трем дипломатам -- из Германии, США и Австралии, которые надеялись увидеться с соотечественниками и провести переговоры об их дальнейшей судьбе. Вместо этого талибы дали понять гостям, что им предстоит познакомиться с доказательствами преступного прозелитизма со стороны арестованных, участь которых еще только будет решать шариатский суд.
Что означают милости к преступникам, объявленные «верховным» муллой, неизвестно. Возможно, таким образом демонстрируется независимость судебной власти в средневековом режиме. Если о судьбе западных пленников будут еще торговаться, участь 16 афганцев, проходящих по делу о прозелитизме, печальна: им, мусульманам, грозит популярная у талибов казнь -- публичная виселица в центре Кабула. Кстати, ее первым «клиентом» стал в сентябре 1996 года, спустя буквально две недели после побега наших летчиков, последний коммунистический правитель Афганистана Наджибулла, которого талибы казнили сразу после того, как вошли в Кабул.
Сегодня, торгуясь с западными дипломатами и удерживая арестованных в качестве своеобразных заложников, талибы предпринимают активные меры на случай прорыва к Кабулу вооруженных сил Северного альянса. По некоторым сведениям, мулла Омар готовится перенести столицу Афганистана из Кабула в Кандагар. Тогда если Кабул придется сдать, талибы могут объявить, что столица, а следовательно и страна, остается в их руках. А значит, у трех государств, признающих режим «Талибан», -- Пакистана, Саудовской Аравии и ОАЭ, -- не будет оснований отзывать своих послов.
Признанное же мировым сообществом афганское правительство во главе с президентом Бурхануддином Раббани и военным лидером Северного альянса Ахмад Шахом Масудом, активно наращивая боевые порядки, готовится серьезно обсудить афганскую проблему на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое пройдет в ноябре в Алма-Ате. Президент Раббани ответил на мирные инициативы президента Казахстана Назарбаева посланием, текст которого газете «Время новостей» предоставил посол Афганистана в Казахстане г-н Афизулла. В нем Раббани характеризует политику Казахстана как «выверенную и продуманную», называет «очень актуальной» инициативу Астаны по созыву СВМДА и отмечает, что «роль Казахстана в осуществлении миротворческих усилий по ослаблению существующих в регионе конфликтов, и прежде всего внутриафганского, расширяется». По мнению г-на Раббани, «Казахстан равноудален от конфликтующих группировок и поэтому выглядит более объективным и пользуется доверием». Афганский президент считает весьма перспективными предложения Казахстана о проведении в Алма-Ате встречи представителей враждующих сторон, что подтверждает стремление Казахстана «к снятию напряженности и укреплению мер доверия в этом регионе».
Аркадий ДУБНОВ