Время новостей
     N°127, 18 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2000
Сухо!
В Русском музее открылась выставка Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский -- один из самых известных графоманов в истории искусства. Сравниться с ним может только знаменитый французский художник Гюстав Доре (иллюстратор Библии), чье творческое наследие исчисляется тысячами гравюр и картин. Айвазовский написал около шести тысяч полотен, большинство из которых очень похожи друг на друга. Морские виды -- штили, бури, штормы, корабли в бухтах Константинополя, Венеции и других городов. Известно, что он почти никогда не писал с натуры, а всегда -- по памяти, изготавливая не реальные, а фантастические морские пейзажи. Считается также, что ничего, кроме моря, он рисовать просто не умел, хотя дотошные исследователи обнаружили у него и жанровые и аллегорические сцены. Впрочем, их почти никогда не показывают -- уж больно плохи (как, например, представленная на выставке в Русском музее картина «Всемирный потоп», набитая плохо написанными обнаженными телами). Творчество Айвазовского описывается исключительно в возвышенных терминах, которые так любят впечатлительные любители прекрасного. Например: «Голубая стихия с ее вечным движением и неподвижностью заключает в себе тайну» (цитирую по одному из каталогов).

На самом деле, никакой тайны Айвазовского не существует. Он был типичным романтиком, мыслящим в категориях «апокалипсиса», «кризиса цивилизации», «торжества природы». Отсюда его излюбленная тема -- крушение кораблей, застигнутых бурей. Но подобным образом думали художники в разных странах мира: и англичанин Джон Мартин, и американец Томас Коул, писавшие куда более качественные фантастические пейзажи на темы всемирного потопа, краха империй и гибели человечества. Больше того, Айвазовский все эти романтические темы вывел в тираж, превратив их в декоративное искусство, украшающее морские учреждения (многие годы он работал живописцем Главного морского штаба) или домашние интерьеры. Вместо романтического трагизма -- салонная красота.

Собственно в этом и заключена причина популярности Айвазовского -- и при жизни, и теперь. Его произведения -- самые продаваемые работы русских художников на западных и отечественных аукционах. Причем продаются они за большие деньги. За последние годы на аукционе «Сотби» несколько картин ушли более чем за 100 тысяч фунтов каждая, а одна -- даже за 326. Конечно, с Малевичем или Шагалом не сравнить, но тем не менее...

При этом больших выставок Айвазовского давно не было. Поэтому выставка в Русском музее, посвященная 100-летию со дня смерти художника, кажется исключительно уместной. О том, что Русский музей -- самый продвинутый музей России, делающий большие амбициозные выставки, известно давно. О том, что он проваливает все свои выставочные проекты (они недодуманы, неполноценны -- ГРМ отказывается сотрудничать с Третьяковкой -- и излишне помпезны), тоже известно давно. Выставка Айвазовского -- подобного рода.

С одной стороны, музей отдал дань одному из самых популярных русских художников (зрителей на выставке почти так же много, как в галерее Шилова в Москве). Но с другой -- ограничился работами из своего собрания (плюс несколько полотен из других питерских музеев). В результате вышел не hommage, а выставка из фондов музея.

Экспозиция сделана по любимому в Русском музее принципу инсталляции: развешенные в несколько рядов картины соседствуют с выставленными в витринах предметами морского быта. Можно увидеть бинокли, барометры, песочные часы, знаменитую картину «Девятый вал», модели кораблей (поэтому на выставку нужно идти с детьми, особенно с мальчиками), полотно «Буря у мыса Айя», мундир морского офицера, «Морской вид при луне» (эта картина очень напоминает пейзажи Каспара Давида Фридриха), кортики, модели пушек, многочисленные виды кораблей в гавани (они ближе Каналетто или малым голландцам) и так далее. Вполне зрелищно, но кашеобразно.

После посещения Русского музея следует отправиться в Военно-морской музей (в здании Биржи Тома де Томона). Там тоже модели кораблей, кортики и компасы, еще десятка два картин Айвазовского и других маринистов. Кроме того, там открыта выставка «Айвазовскому вослед...», на которой представлены работы его многочисленных последователей. Уже без всякой романтической придури. Просто прикладное военно-морское искусство.

Подписи:

Слева: «Лунная ночь на Капри». Эта картина, как и многие другие из Третьяковки, отсутствует на выставке в Русском музее

Справа: Один из первых коллажей в истории искусства. Фотография Айвазовского с включенным в нее морским пейзажем, написанным художником от руки. Подобные картинки он раздавал как визитные карточки

Софья КРЫНСКАЯ