Время новостей
     N°138, 02 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2005
У МАГАТЭ вылетают пломбы
Тегеран наказывает Евросоюз за медлительность
Вчера Иран отказался от моратория на обогащение урана. Он добровольно взял на себя эти обязательства в ноябре 2004 года после достигнутого в Париже соглашения с тремя странами Евросоюза -- Великобританией, Германией и Францией. Тегеран обязался приостановить работы по созданию полного ядерного цикла в ответ на предоставление со стороны ЕС пакета политических и экономических стимулов.

На переговорах в мае было решено, что до 1 августа европейцы разработают такой пакет. Но они не успели. И вчера Тегеран направил в совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщение о «немедленном» возобновлении работы по обогащению урана.

Несколько дней назад Берлин, Лондон и Париж просили Тегеран о недельной отсрочке до 7 августа. Главы МИДов трех стран призывали Иран «воздержаться от односторонних шагов, затрудняющих продолжение переговоров». В прессу просочились утечки о том, что за отказ от обогащения урана Тегерану будут обещаны не только поставки ядерного топлива для АЭС и доступ к ядерным технологиям, но и гарантии безопасности. Европейцы также пригрозили, что если Тегеран все же возобновит ядерную программу, то они созовут совет директоров МАГАТЭ и поставят вопрос о передаче иранского досье на рассмотрение Совета Безопасности ООН с перспективой введения санкций против Ирана.

Тегеран считает, что ЕС предлагает отсрочку под давлением Вашингтона, включившего Иран в «ось зла». «Мы не согласны принять новые сроки представления европейцами плана реализации парижских соглашений», -- заявил вчера официальный представитель иранского МИДа Хамид Реза Асефи. Полемика европейцев и иранцев осложняется тем, что 6 августа действующий президент Ирана Мохаммад Хатами передаст полномочия Махмуду Ахмадинежаду, избранному на этот пост в июне при поддержке консервативно настроенных сил. Европа обещала представить свои предложения Ирану как раз на следующий день после передачи власти новому президенту. Тегеран не в восторге от таких дипломатических уловок.

«Мы всегда считали, что Ирану не стоит заниматься созданием полного ядерного цикла, -- заявил вчера «Времени новостей» источник в Российском федеральном агентстве по атомной энергии. -- Но у него есть на это право, запретить ему это нельзя, поэтому можно только договариваться». В беседах с «ВН» российские дипломаты не раз говорили, что убеждают Иран не отказываться от моратория на работы по обогащению урана. Одновременно Москва очень тесно сотрудничала с европейцами по выработке приемлемых для Тегерана предложений в ядерной сфере. Ныне Россия стала ключевым звеном в гарантиях поставок ядерного топлива в Иран. В конце февраля этого года Иран и Россия подписали соглашение о поставках ядерного топлива для строящейся АЭС в Бушере. Более того, Москва сумела успокоить США и Запад, добившись от Тегерана соглашения на возврат отработанного ядерного топлива в Россию.

Сегодня, когда переговоры ЕС и Ирана зашли в тупик, Россия пытается ускорить завершение строительства атомной станции в Бушере. Как рассказала вчера «ВН» пресс-секретарь ЗАО «Атомстройэкспорт» Ирина Есипова, трехмесячное отставание в сроках сдачи объекта сокращается. Энергетический пуск АЭС, по ее словам, состоится в четвертом квартале 2006 года. К октябрю число работающих на строительства специалистов возрастет с 4500 до 5000 человек. Раз в две недели встречаются руководители проекта с российской и иранской стороны, раз в квартал проходят переговоры руководителей «Росатома», ЗАО «Атомстройэкспорт» и Организации по атомной энергии Ирана. Москва готова поставить в Иран ядерное топливо. Как сказал в интервью «ВН» глава «Росатома» Александр Румянцев, оно будет доставлено в Бушер «где-то в конце 2005 -- начале 2006 года».

Вчера вечером иранцы уже собирались снять пломбы МАГАТЭ с оборудования на ядерном центре в Исфахане. Но в последний момент перенесли эту процедуру на два дня по личной просьбе гендиректора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи. Он попросил у Тегерана «максимум два дня», чтобы направить инспекторов агентства в Иран для контроля над тем, как будут сниматься эти пломбы. «Даже если эти пломбы снимут, ничего особенного не произойдет, -- рассказал «ВН» источник в «Росатоме». -- Запуск установок по конверсии окиси урана в газ гексофторид -- лишь подготовительная фаза. Обогащение урана происходит потом на центрифугах. Но их у Ирана мало и явно недостаточно». Иранцы пока не грозили расконсервировать центр по обогащению урана в Натанзе.

Андрей ЗЛОБИН