|
|
N°138, 02 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьи за решеткой
Федеральных судей приговорили к рекордным срокам заключения
Коллегия Верховного суда (ВС) РФ вчера вынесла приговор трем бывшим федеральным судьям столичных райсудов, обвинявшимся в хищении более сотни государственных квартир и вынесении заведомо неправосудных решений. Нина Ивченко, Василий Савелюк и Нина Мишина были признаны полностью виновными и получили необычно суровое для наших дней наказание -- 14, 12 и 11 лет лишения свободы соответственно. Это первый в российской практике случай, когда судей признали виновными в участии в преступном сообществе. Именно поэтому гособвинение вчера не скрываясь по-настоящему гордилось этим вердиктом. Но сами обвиняемые с приговором не согласились, считая его «судебным беспределом», и собираются его обжаловать.
Приговор по делу преступного сообщества судей был настолько объемным, что коллегия ВС потратила на его оглашение целую неделю. Впрочем, о том, что вердикт будет обвинительный, было понятно с самого начала. Поэтому вчера Нина Ивченко, Василий Савелюк и Нина Мишина, находившиеся до последнего времени под подпиской о невыезде, явились в суд с большими пакетами. При входе охрана ВС тщательно проверяет вещи посетителей на специальной рентгеновской установке, какие бывают в аэропортах. Содержимое пакетов подсудимых было видно как на ладони -- зубные щетки, тапочки, одежда, в общем, все то, что разрешают арестованным брать с собой в СИЗО. Правда, держались бывшие судьи бодро. «Нас пока еще никто не арестовал», -- заметила г-жа Ивченко, когда ее спросили, готовы ли они к худшему. Арестовали действительно не сразу, а после обеденного перерыва, и все трое успели в последний раз пообедать в буфете и подышать свежим воздухом.
Суть обвинения сводится к тому, что в 1996--1998 годах двое судей из Бутырского райсуда (Савелюк и Мишина) и одна -- из Бабушкинского суда (Ивченко) помогали мошенникам в хищении муниципальных квартир (см. "Время новостей" от 26 июля). Сначала аферисты подыскивали квартиры, чьи владельцы умерли, судьи выносили незаконные решения о признании права собственности на эти квартиры за подставными наследниками, а потом эти квартиры продавались по рыночным ценам. Следствие насчитало 110 таких квартир и оценило причиненный государству ущерб в 5 млн долларов.
В ходе процесса обвинению удалось доказать вину подсудимых в хищении лишь 71 квартиры из 110, но и этого оказалось достаточно для сурового приговора. В частности, Нина Ивченко, роль которой в преступном сообществе ВС оценил как «особо активную», согласно приговору была признана виновной в хищении обманным путем 58 квартир, вынесении 43 заведомо неправосудных решений и 11 незаконных судебных актов. Василий Савелюк, по решению ВС, был объявлен виновным в хищении семи квартир, а Нина Мишина -- пяти. Обоим, впрочем, удалось избежать наказания за вынесение неправосудных решений -- в этой части уголовное дело было прекращено за истечением сроков давности.
Нина Ивченко просила не выносить ей строгого наказания, поскольку она призналась в совершении инкриминируемых ей преступлений и активно помогала следствию. Но ВС с этим не согласился. «Доводы Ивченко, что она вынуждена была выносить неправосудные решения под угрозой, не соответствуют действительности и расцениваются как попытка уйти от ответственности», -- объявил председательствующий в коллегии ВС судья Николай Лавров. По мнению ВС, Ивченко, Савелюк и Мишина совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, отличающиеся повышенной степенью общественной опасности, а потому заслужили наказание в виде изоляции от общества. И приговорил Ивченко к 14 годам колонии общего режима, Мишину -- к 11 годам колонии общего режима, а Савелюка -- к 12 годам строго режима. Но лишением свободы суд не ограничился. «Ивченко, Савелюк и Мишина, пребывая в должности федеральных судей и будучи уполномоченными осуществлять от своего имени правосудие, использовали свое служебное положение для совершения преступлений и тем самым умалили роль судебной власти. Поэтому суд назначает им дополнительное наказание в виде лишения права занимать государственные должности», -- говорится в приговоре. Объявив о сроках, судья Лавров постановил изменить осужденным меру пресечения с подписки о невыезде на арест. «Взять под стражу в зале суда», -- громко сказал он, и конвойные тут же надели на его бывших коллег наручники.
ВС причем пошел дальше непосредственного осуждения виновных и подверг жесткой критике работу многих столичных чиновников. В адрес прокурора города было вынесено частное определение о возможности возбуждения уголовных дел в отношении начальника отдела муниципального жилья Северо-Восточного округа и нескольких его юристов. Мэр Москвы получил от ВС уведомление об отсутствии системного контроля за работой чиновников, их правовой безграмотности и попустительстве, что стало причиной хищения стольких квартир. А в адрес президента Федеральной нотариальной палаты было вынесено определение о противоправной деятельности некоторых столичных нотариусов. Впрочем, адвокаты осужденных с самого начала утверждали, что в этом деле замешаны многие госслужащие, которые лишь косвенно упоминались в материалах следствия.
Гражданский иск потерпевшей стороны в лице департамента жилищной политики (ДЖП) города по решению ВС подлежит рассмотрению в отдельном порядке в рамках гражданского судопроизводства. Представитель ДЖП Владимир Алексеев пока оценивает ущерб в два с лишним миллиона долларов, но, по его словам, сумма эта может возрасти после перерасчета стоимости квартир.
«Приговором я полностью удовлетворена и сроками тоже. Этот процесс поистине уникален, потому что впервые судей признали виновными в мошенничестве, совершенном в составе преступного сообщества, -- заявила после приговора гособвинитель Генпрокуратуры Ирина Шляева, и лицо ее действительно светилось от счастья. -- Защита полагала, что этот процесс может плохо сказаться на работе других судей. Но если судья честно выполняет свой долг, этот приговор никак на него не повлияет».
Адвокаты считают приговор чересчур суровым и намерены его обжаловать. Довольно определенно высказались о вердикте ВС и сами осужденные. «Справедливый» приговор! Судебный беспредел!» -- с саркастичной усмешкой выкрикнула бывший федеральный судья Нина Мишина.
Екатерина БУТОРИНА