|
|
N°146, 15 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Павел Рожков: Без внебюджетных средств спорту не выжить
Два года назад министр спорта Борис Иванюженков пригласил на должность своего первого заместителя Павла Рожкова, с которым был знаком по работе в федерации спортивной борьбы. Тот согласился, потому что принимал самое активное участие в разработке программы развития отечественного спорта. Однако вскоре министерство реорганизовали в Госкомитет. Рожков остался, возглавив новую организацию. За это время его команде многое удалось, хотя, безусловно, были и ошибки. Во всяком случае с приходом нового руководителя вопросы, касающиеся спорта, стали регулярно заслушиваться на заседаниях правительства страны. Но многие проблемы остались нерешенными. По какой модели будет развиваться отечественный спорт? На этот и другие вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ отвечает председатель Госкомспорта России Павел РОЖКОВ.
-- Начнем с позитива: что удалось за истекшие полтора года?
-- Главное, что удалось нам сделать, -- это осуществить первые шаги по реформированию в сфере физической культуры и спорта. Госкомспортом России разработана и утверждена «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года». Суть программы состоит в том, чтобы повысить роль физической культуры и спорта в решении социальных проблем общества и создать эффективную систему подготовки спортсменов высокого класса, отвечающую современным социально-экономическим реалиям страны. Совместно с Минобразования и Минздравом России подготовлен проект федеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации на 2002--2006 годы», которая станет составной частью программы «Молодежь России». И это не просто «бумажный проект», а реальный план действий, подкрепленный финансовыми средствами. Безусловно, спорт высших достижений -- флаг страны. Но это только вершина айсберга, и без поднятия массовости спорта, закрывая глаза на проблему оздоровления нации, мы не сможем добиваться высоких результатов на международной арене. Чтобы как можно больше детей привлечь к занятиям спортом, мы реанимировали некогда популярные турниры «Кожаный мяч», «Золотая шайба»... И что удивительно, мы сетуем, что интерес к отечественному хоккею в стране угасает, а в детском турнире приняли участие 12,5 тысячи дворовых команд. Пришлось проводить даже несколько финалов отдельно для городских и для сельских сборных.
Мы стремимся к тому, чтобы занятия спортом в стране стали доступны людям всех категорий. Главное, конечно, привлечь в спорт как можно больше молодых. Но и о взрослых мы не забываем. Совместно с Министерством сельского хозяйства провели Сельские игры, конечной целью которых было создание спортивных баз, секций, школ на селе.
Госкомспорт России заинтересован в укреплении спортивной инфраструктуры, в развитии системы спорта высших достижений. С этой целью было создано государственное учреждение -- Центр спортивной подготовки. В нем сегодня работают 500 лучших тренеров страны и около 2 тысяч спортсменов. Им регулярно выплачивается зарплата. Пока это не очень большие деньги, но фактор стабильности в наше время играет немаловажную роль. Кстати, всем победителям и призерам сиднейской Олимпиады, а также Параолимпиады впервые без задержек сполна были выплачены обещанные призовые. Олимпийцам -- по 50, 20 и 10 тыс. долларов за первое, второе и третье места. Параолимпийцам -- соответственно по 5, 2 и 1 тыс. долларов. Впервые в командных видах спорта каждый спортсмен получил по 50 тысяч за золотую медаль.
Я мог бы и дальше приводить факты, но я считаю, что мы добились главного. В России к спорту и физической культуре перестали относиться как к чему-то второстепенному. И во многом позитивные изменения стали возможны потому, что сами руководители страны любят спорт, занимаются спортом и помогают спортсменам.
Нам пока не удается решить проблему материально-технической базы. Бакуриани, Сигулда, Медео, Раубичи, Стайки -- все это осталось за пределами России. И сейчас в стране нет ни одной централизованной спортивной базы, отвечающей современным требованиям. Более того, за последние десять лет денег на ремонт имеющихся не выделялось, поэтому они пришли в плачевное состояние. Только в этом году мы получили первые 58 млн рублей на укрепление спортцентров федерального значения, таких, как «Озеро Круглое», двух баз в Сочи -- легкоатлетической и парусной. Понятно, что с помощью одного лишь центра этих проблем не решишь. Нам очень помогают губернаторы областей. К примеру, в Коломне на средства из бюджета Московской области восстанавливается конькобежная дорожка -- пока единственная в России. В Кемеровской области сконструирован тоже пока единственный лыжный трамплин, сделанный по последнему слову техники.
-- По вашим расчетам, какие суммы необходимо выделять на спорт и чем вы сейчас реально располагаете?
-- Если касаться только календаря соревнований, то в нашей заявке на 2001 год стояла сумма 1,9 млрд руб. и 19 млн долл. Нам же было выделено лишь 997 млн руб. и 7 млн долл.
-- Откуда брать недостающие средства?
-- Из внебюджетных средств. Олимпийский комитет, федерации могут использовать те возможности, которыми располагают общественные организации, -- спонсорство, маркетинг, телеправа, реклама. Таким образом общими усилиями мы создадим «консолидированный» бюджет. Но при этом важно, чтобы бюджет был прозрачным. Чтобы не получилось, как с недавним заявлением бывшего руководителя ОКР: «Мы заключили крупный контракт с «Самсунгом», этих денег хватит на подготовку к Олимпиаде, выплату премиальных, проведение Бала олимпийцев, сессии МОК...» А когда сессия МОК закончилась, то выяснилось, что денег нет. На что они были потрачены, председатель ревизионной комиссии ОКР не смог дать ответа. Кстати, ОКР до сих пор не вернул в бюджет деньги за перелет наших спортсменов на Олимпиаду в Сидней и обратно. Схема была такой. Госкомспорт полностью взял на себя эти расходы, оплатил. МОК возместил эти деньги ОКР. Те деньги получили, а государству не вернули.
-- Кто будет распоряжаться общим бюджетом -- Госкомспорт или ОКР? Покидая президентский пост, Виталий Смирнов напутствовал Леонида Тягачева, чтобы тот непременно добился того, чтобы бюджетные деньги напрямую поступали в ОКР.
-- Чтобы это произошло, надо изменить 15 законов. А что касается вопроса, кто будет распоряжаться деньгами, мы изучили опыт 40 стран и пришли к выводу, что для России больше всего подходит «французская модель». Она не подразумевает стопроцентного бюджетного финансирования. Напротив, в ней в полной мере используются возможности государственной и общественной структур. Создается координационный совет, который возглавляет председатель Госкомспорта и президент ОКР. С Леонидом Васильевичем Тягачевым в этом вопросе у нас полное взаимопонимание. Кстати, за такую модель ратуют и спонсоры. А то зачастую получается, что представители «Газпрома», ЛУКОЙЛа, других крупных фирм жалуются: мол, замучили федерации -- берут деньги, а мы и понятия не имеем на что. Более того, потом выясняется, что эти расходы уже были оплачены из бюджета.
-- В кулуарах недавнего олимпийского собрания обсуждалась тема грядущей реорганизации Госкомспорта, будто в скором времени он станет подотделом ОКР?
-- Кто-то просто выдает желаемое за действительное. Все наши программы поддержаны правительством и президентом. Сейчас, наоборот, проводится линия на усиление государственности в различных областях. Мне известно, что в правительстве есть программы реформирования спорта, но во всех этих документах фигурирует Госкомспорт как самостоятельная организация, ответственная за развитие спорта в стране.
-- Имеются ли у вас рычаги воздействия на федерации?
-- Многие федерации, получая стопроцентное бюджетное финансирование, фактически не отвечают ни за что. Не заняли никакого места, проиграли турнир -- виноваты главный тренер и министр спорта. Сняли обоих, а результатов нет. Чтобы изменить такой подход, сейчас разрабатывается целая система мер, в том числе и уже недавно утвержденное правительством страны «Положение об аккредитации федераций». Оно позволит спросить с руководителей федераций, чем они занимаются. В зависимости от этого им будут предоставлены права на проведение чемпионатов страны, они также смогут представлять Россию на международной арене. В случае плохой работы мы не сможем потребовать отставки руководства федерации, но в наших силах сократить объем финансирования консолидируемого бюджета.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА