|
|
N°138, 02 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кинофикация Светлогорска
«Балтийские дебюты» одарили российских режиссеров призами, а курортный город -- проекционной техникой
В Светлогорске завершился II Международный кинофестиваль "Балтийские дебюты". Придумали его в Москве с понятной целью: поддержать оказавшийся в чужестранном окружении Калининград и его курортные города-спутники. Светлогорск (бывший Раушен), самый известный из этих курортов, избрали фестивальной столицей. Федеральная инициатива оказалась для местной власти как нельзя кстати. В Светлогорске по-прежнему много санаториев, куда трудящиеся со всей страны ездят поправлять здоровье, пойти же вечером совершенно некуда. Под фестивальный центр оборудовали Дом офицеров -- с кинозалом, но без современного проекционного оборудования. На прошлый фестиваль оборудование привезли. И увезли. В этом году оставили в дар городу. Теперь в бывшем Раушене в час, когда на разбитых улицах загораются редкие фонари, можно будет хотя бы смотреть кино.
Светлогорск очень странный город. Несмотря на то что цена за сотку здесь приближается к "новой Риге", а названия дорогих ресторанов пишутся исключительно на немецком языке, от привкуса советского захолустья избавиться невозможно. В войну город не был сильно разрушен, но старых домов сохранилось не так уж много. Самая красивая, парковая, часть за последние годы превратилась в филиал Рублево-Успенского шоссе. «Москва» (как называют в Светлогорске жителей столицы) строит здесь особняки, по роскоши не уступающие тем, что стоят в Жуковке, но без привычных архитектурных перегибов, со вкусом. Дороги, как и в настоящей Жуковке, в дырах и колдобинах -- со времен Третьего рейха их, кажется, не ремонтировали. Точнее, отремонтировали одну: ту, по которой проезжал президент Путин, когда останавливался в гостинице «Русь». Теперь вся эта улица забаррикадирована бетонными брусами -- по-видимому, чтобы меньше ездили и не портили асфальт. Получилась почти пешеходная зона, что в курортном городе приятно. Еще к приезду Путина расписание всех поездов в Калининградской области, в том числе и пригородных электричек, перевели на московское время. Вышла страшная путаница.
Представить, что этот город (а не приехавшие специально на фестиваль профессионалы) всерьез заинтересуется работами молодых режиссеров балтийских стран, довольно трудно. Поэтому к официальной конкурсной программе добавилась еще одна -- «Российская премьера», где показали все, что снято за год в России, от «Статского советника» до «Мамы не горюй 2». Эта программа тоже была в своем роде конкурсной -- победителя определяли зрительским голосованием. Победил «Статский советник». На закрытие обещал приехать Никита Михалков, но обманул, имея, впрочем, уважительную причину: 20 июля начались съемки «Утомленных солнцем 2». Режиссер «Советника» Филипп Янковский за призом тоже не прибыл: он запускается на студии СТВ Сергея Сельянова с новым проектом, мистическим триллером «Меченосец».
Зато оба режиссера, победившие в главном конкурсе, получали призы лично. Оба представляли Россию. Жюри под председательством Донатаса Баниониса отдало награду «За режиссуру» (3 тыс. евро) Павлу Санаеву -- за картину «Последний уикенд», а лучшим фильмом (5 тыс. евро) сочло «Итальянца» Андрея Кравчука. «Итальянец» получил на Берлинском фестивале главный приз как лучший детский фильм. Но картина эта совсем не детская; просто главный герой -- шестилетний детдомовский мальчишка. Вместо того чтобы уехать с новыми родителями жить в Италию (мечта всех обитателей забытого Богом детдома), он отправляется на поиски своей настоящей матери.
«Итальянец» понравился и жюри, и публике, и критике. С «Последним уикендом» дело обстояло сложнее. Часть критиков его решительно не приняла, зато член жюри Даниэль Ольбрыхский говорил в кулуарах, что хотел бы сниматься у Санаева. «Последний уикенд» -- триллер, при просмотре которого вспоминаешь много нашумевших фильмов последних лет: от «Я знаю, что вы делали прошлым летом» до «Шестого чувства». «Я знаю...» вспоминаешь потому, что герои совсем молодые люди, про фильм Шьямалана -- потому что финал «Уикенда» переворачивает все с ног на голову. Режиссера, однако, вела отнюдь не жажда подражания. Под видом триллера он пытался рассказать притчу о том, что один неточный шаг может столкнуть на дорогу, ведущую к ужасу и мраку. В фильме есть и нелинейная структура, и повествование в ритме рэп, и много других приемов, призванных осовременить картину и вызывающих неприятное ощущение вторичности. Но чего у Санаева действительно не отнять, так это умения бодро и энергично рассказывать навороченную историю. Если отношения с продюсерами будут складываться удачно, он сможет стать настоящим профессионалом жанрового кино.
Специальный приз (1 тыс. евро) присужден польскому режиссеру Дариушу Гаевски за мозаичную картину "Варшава". А вот губернатор Калининградской области Владимир Егоров и мэр Светлогорска Олег Верниковский, не сговариваясь, отдали свои спецпризы не авторам фильмов, а руководителям фестиваля: президенту Владимиру Малышеву и генеральному продюсеру Давиду Смелянскому. При этом мэр честно признался, что ни одного фильма не видел -- нет времени. Его можно понять: Верниковского избрали только в прошлом декабре, а проблем в Светлогорске не на один выборный срок.
Лариса ЮСИПОВА, Светлогорск--Москва