|
|
N°137, 01 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Властители Дум
В министерствах и ведомствах опять появятся статс-секретари
В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, восстанавливающий в министерствах институт статс-секретарей -- заместителей министра. Они будут отвечать за связи с Федеральным собранием. Причем, судя по всему, статс-секретари появятся также в федеральных службах и агентствах.
Указ, правда, напрямую касается лишь силовых ведомств, находящихся в непосредственном ведении главы государства: МВД, МЧС, МИДа, Минобороны, Минюста, Службы внешней разведки, федеральных служб безопасности и по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны. Однако аналогичного решения по гражданским ведомствам, подчиняющимся премьер-министру, вряд ли стоит ждать долго. За два дня до подписания президентского документа глава аппарата правительства Сергей Нарышкин заявил, что вслед за указом премьер подпишет постановление о восстановлении должностей статс-секретарей в остальных министерствах.
Институт статс-секретарей почил в бозе в марте прошлого года, когда Владимир Путин подписал указ о реформировании федеральных органов исполнительной власти. Тогда наряду с министерствами появились федеральные службы и агентства. При этом президент оставил министрам лишь по два заместителя (исключение было сделано лишь для силовиков: у министра внутренних дел, например, четыре зама, в том числе один -- первый), тогда как у руководителей служб и агентств их могло быть больше.
Однако через полгода после реформы министры взбунтовались. Застрельщиком выступил глава Минэкономразвития Герман Греф. В октябре на заседании правительства он пожаловался Михаилу Фрадкову на то, что чрезвычайно тяжело работать с Федеральным собранием, когда в министерствах, ключевой функцией которых является законотворчество, всего по два заместителя министра. При этом на предложения отправлять в парламент руководителей департаментов Герман Греф ответил: «Депутаты требуют высокого представительства». Г-на Грефа поддержали министр финансов Алексей Кудрин и вице-премьер Александр Жуков. «Статс-секретари -- адекватная и необходимая функция каждого министерства», -- заявил на том заседании кабинета министров г-н Кудрин. Впрочем, тогда на просьбу добавить каждому министру по статс-секретарю Михаил Фрадков ответил отказом. «У меня у самого только один заместитель, и я не прошу себе еще статс-секретаря. Если вопрос так решим, то завтра я попрошу себе пять заместителей», -- сказал он. Теперь, когда президент встал на сторону министров, премьеру придется изменить свое мнение.
Впрочем, не исключено, что за прошедшие с октября месяцы премьер уже изменил свое отношение к институту статс-секретарей, поскольку работу министерств с Федеральным собранием вряд ли можно назвать образцовой.
Именно об этом в минувшую пятницу, комментируя указ президента, говорил спикер Госдумы Борис Грызлов. По его словам, в отсутствие должности статс-секретаря органы исполнительной власти испытывали трудности при взаимодействии с парламентом и не вполне справлялись с объемом задач. В частности, при большой загруженности руководителей министерств и ведомств широкий круг вопросов, связанных с законотворческим процессом, передавался чиновникам, чьи полномочия были недостаточны для принятия необходимых решений. Кроме того, увеличивались сроки подготовки законопроектов, правительство запаздывало с принятием необходимых подзаконных актов и не укладывалось в отведенные сроки. «Теперь, -- уверен спикер Госдумы, -- исполнительная власть получает дополнительные возможности для более активного участия в законотворчестве, и она обязана ими воспользоваться».
Восстановление института статс-секретарей даже при всей важности и необходимости такого решения все же зарождает смутные сомнения в способности чиновников работать в условиях ими же инициированной административной реформы, первым этапом которой и стали преобразования структуры федеральных органов исполнительной власти. Теперь же, спустя почти полтора года, эти преобразования, похоже, пошли вспять. Хотя г-н Грызлов предостерег правительство от увеличения чиновничьего аппарата, трудно рассчитывать на то, что министерства и ведомства не воспользуются таким прекрасным случаем. Да и самих ведомств становится все больше: на прошлой неделе создано новое агентство по особым экономическим зонам. Еще пара-тройка подобных «тонких настроек» системы исполнительной власти (добавим, что уже идут разговоры о передаче министерствам ряда функций федеральных служб и агентств), и впору будет для лучшей управляемости объединять федеральные службы и агентства в составе министерств. Тогда тот вариант административной реформы, который начали реализовывать после отставки с поста премьер-министра Михаила Касьянова, можно будет считать похороненным окончательно.
Михаил ВОРОБЬЕВ