|
|
N°137, 01 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
География для Скотланд-Ярда
След лондонских взрывов привел в Италию и Замбию
Римская полиция арестовала в пятницу 27-летнего гражданина Великобритании уроженца Эфиопии Османа Хуссейна, имеющего также документы на имя Хамди Исаака. Спецслужбы считают, что это он пытался совершить повторные теракты в Лондоне 21 июля, когда, к счастью, попытка не удалась. Задержать Хуссейна помогло отслеживание его бесед по мобильному телефону. Прослушивание продолжилось даже в Италии, куда подозреваемый вылетел из Великобритании. Его вели до квартиры его брата в Риме, а потом арестовали.
Теперь в руках британской и итальянской полиции оказались все предполагаемые исполнители терактов 21 июля. Помимо Османа Хуссейна в подготовке "второй волны" лондонских терактов подозреваются арестованный в Бирмингеме уроженец Сомали Ясин Хассан Омар и задержанные в пятницу в лондонском районе Северный Кенсингтон выходцы из Эритреи Мухтар Саид Ибрагим и Рамзи Мухаммад. Брата последнего, Вахби, взяли в расположенном неподалеку районе Ноттинг-Хилл. Он якобы оставил в парке неразорвавшееся взрывное устройство.
На момент подписания номера стало известно еще о шести арестах, произведенных в воскресенье в Южной Англии, а также о задержании в Италии брата Османа Хуссейна по обвинению в уничтожении важных документов. Представители Скотланд-Ярда уже назвали пятницу "самым лучшим днем" в расследовании терактов 21 июля. В тот день террористы, как и 7 июля, намеревались взорвать три бомбы в метро и одну в автобусе. Однако сработали лишь детонаторы взрывных устройств. Еще одну бомбу полиция нашла в лондонском парке.
По данным британского агентства Рейтер, следственные действия по делу о лондонских терактах проводятся даже в далекой Замбии. Там еще 20 июля арестован некто Гарун Рашид Асвад, подозреваемый в причастности к взрывам 7 июля и попытке создать лагерь по подготовке боевиков. В субботу в Замбию прибыли представители британских спецслужб и допросили арестованного.
Столь широкая география антитеррористических операций порождает ряд проблем. Основная сложность в том, чтобы объединить все действия "под одной крышей". В случае с Замбией проблем с экстрадицией Асвада не предвидится. Хотя Лусака и Лондон не имеют соответствующего двустороннего договора, соглашения в рамках Британского Содружества достаточно.
А вот с Италией дело обстоит сложнее. Единый европейский ордер предусматривает ускоренную экстрадицию подозреваемых в границах ЕС. Однако собственно итальянское законодательство вступает в противоречие с этим документом. Адвокат Османа Хуссейна г-жа Антониетта Соннесса уже дала понять, что слушания по делу ее подзащитного могут продлиться до двух месяцев, а сам он имеет право отказаться от экстрадиции. Сходная ситуация в этом месяце имела место в Германии. Федеральный конституционный суд заблокировал выдачу Испании гражданина Германии сирийского происхождения Мамуна Дарказанли, подозреваемого в связях с "Аль-Каидой", по причине того, что единый европейский ордер нарушает германскую конституцию.
Как заметил в этой связи "Времени новостей" руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Алексей Громыко, лондонская трагедия должна подтолкнуть европейские страны к углублению сотрудничества в борьбе с терроризмом. Г-н Громыко выразил надежду, что теперь в Лондоне будут с большим пониманием относиться к запросам России на предмет деятельности в Великобритании чеченских боевиков и их эмиссаров. Что же касается успехов Скотланд-Ярда, то, по мнению собеседника "ВН", речь действительно идет "об очень крупномасштабной операции". Хотя происходящее отнюдь не означает, что "британские правоохранительные органы в короткие сроки смогут вскрыть всю подпольную сеть многочисленных террористических и экстремистских организаций и обществ". Главное -- чтобы действия британских спецслужб имели долгосрочный характер и не стали пусть и масштабной, но разовой реакцией на конкретные теракты.
Петр ИСКЕНДЕРОВ