|
|
N°127, 18 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алкогольная опера
«Особенности национальной охоты в зимний период» на московских экранах
Новый фильм Александра Рогожкина задумывался не просто как продолжение «Национальной охоты» образца 1995 года и «Рыбалки» 1998-го. Окрыленные успехом продюсеры решили посвятить теме национальных особенностей целый сериал. Но в итоге сделали очередной полнометражный фильм и успокоились.
Премьеру комедии Леонид Якубович назвал «событием в области искусства». Это он, конечно, загнул. Судить «Особенности национальной охоты-2» по меркам актуального кинематографа просто нечестно. Все равно что сравнивать мультипликационную Белоснежку с портретом Джоконды. Да и сами создатели фильма относятся к своему детищу по-домашнему, без особых претензий. В минувшую пятницу перед премьерой исполнители главных ролей даже устроили небольшой «сабантуйчик» прямо на сцене «Пушкинского». Если проникнуться этим «домашним» духом, фильм можно и похвалить. И Белоснежки бывают симпатичные.
Картина, бесспорно, сильно выигрывает на фоне многих вариаций на темы русского менталитета и пьянства. Не в пример недавнему «ДМБ», здесь, хотя и смакуется сам «процесс», зато аккуратненько опускаются «последствия». И даже какой-никакой философский подтекст присутствует. К тому же и нынешняя, и предыдущие две версии «Особенностей» очень светлые, приятно контрастирующие с ранними «чернушными» работами Рогожкина («Караул», «Жизнь с идиотом»). Не поспоришь и с тем, что в основном шутки действительно смешные, к тому же авторские, а не общеупотребительно-армейские, как в «ДМБ». Особенно впечатляет эпизод с Левой Соловейчиком, который, привязав к своему стулу ярко-красные воздушные шарики, поднимается в небо, чтобы поохотиться на глухарей. А душка-милиционер Семенов целится снизу в шарик, желая помочь другу спуститься с небес на землю. Словом, роль Винни-Пуха и Пятачка актеры отыгрывают отлично.
Можно, конечно, сказать, что этот фильм -- не более чем перепевы двух предыдущих. А можно согласиться с продюсером Константином Эрнстом, который утверждает, что «фильм очень стильный». В каком-то смысле стиль действительно выдержан. Вновь охотно присоединяется к компании совершенно мифологический медведь, а сад камней и в зимний период позволяет помедитировать. Да и актеры знакомые. Лебедеподобного генерала Иволгина сыграл Алексей Булдаков, философствующего Кузьмича -- Виктор Бычков, а милиционера Семенова -- Сергей Гусинский. Обаятельного финна Вилли, к сожалению, нет. На этот раз функцию чужака, не знакомого с культурой страны, выполняет герой древней китайской легенды Ху Чжоу -- весьма эффектный персонаж пьяного бреда героев.
Особый упор в картине сделан на философскую сторону дела. И тебе буддизм, и тебе Россия между Востоком и Западом, и тебе «да, скифы мы, да, азиаты мы». Именно этот восточный колорит позволяет героям держать себя невозмутимо и отстраненно, как и полагается в комедии абсурда. Приметы комедии-action из очередных «Национальных особенностей» окончательно вытеснены, что идет фильму только на пользу.
Порой претензия на интеллектуальность несколько не вписывается в контекст. Так, подстерегая кабана, чиновник из охотнадзора заявляет своему спутнику: «Мы, два неглупых человека, сидим здесь в ожидании какого-то Годо». Звучит странновато даже не потому, что персонаж едва ли мог читать Беккета. А потому, что последнее слово произнесено так тихо и нерешительно, будто он сам сомневается (и вполне обоснованно), что зритель знаком с классиком «театра абсурда».
В своем панегирике «Особенностям национальной охоты в зимний период» Константин Эрнст в частности сказал: «Этот фильм не хуже первого, потому что зима не хуже осени». Фраза вполне в дзэн-буддийском духе, а стало быть, фильм успешно вводит в состояние «измененного сознания».
На этой неделе «Особенности национальной охоты в зимний период» можно посмотреть в кинотеатрах «Пушкинский», «Каро Фильм», «Ударник» и «Электрон»
Подпись под фото:
В кадре -- народный любимец актер Виктор Бычков в роли егеря Кузьмича. За кадром -- его собутыльник, бурый медведь
Анна СТАРОБИНЕЦ