|
|
N°137, 01 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выводы из баз
Выводы из баз
"Одного хотения мало", -- так министр обороны Сергей Иванов прокомментировал требование молдавского руководства вывести российские войска из Приднестровья до конца 2006 года. До этого примерно в таком же стиле в Москве комментировались заявления о выводе российских баз из Грузии. Однако теперь процесс ликвидации российских военных баз из Грузии начался, и он необратим. Потому что на самом деле в таких вопросах одного хотения вполне достаточно. Более того, именно хотение и является определяющим фактором.
Россия, чьи чиновники любят обвинять всех, кто им не нравится, в использовании двойных стандартов, сама не просто использует в практической политике эти самые двойные стандарты, но еще и во вред себе. Ну зачем, спрашивается, было устраивать нехитрую геополитическую разводку с принятием саммитом Шанхайской организации сотрудничества резолюции по определению сроков вывода американских баз из Центральной Азии? В итоге все равно все решается на уровне двухсторонних отношений.
Вменяемое киргизское руководство, как только в Бишкек приехал министр обороны США Дональд Рамсфелд, немедленно согласилось снять вопрос о сроках пребывания там американской военной базы. Да, говорят, министр Рамсфелд пообещал Киргизии беспроцентный кредит в 200 млн долл. Так ведь российское руководство странам, где стоят ее базы, -- той же Грузии -- никаких кредитов не обещает. Напротив, направо и налево поносит ее руководство. Открыто поддерживает сепаратистские власти в Абхазии и Южной Осетии, принимает их руководителей на самом высоком уровне. Кому же понравится военное присутствие такого партнера?
Невменяемое узбекское руководство (уж не знаю, нравится ли это решение президента Ислама Каримова Кремлю или нет) решило в 180 дней избавиться от американской базы. И тоже понятно почему. Власти США не согласились со сфабрикованной властями Узбекистана версией андижанской трагедии, потребовав международного расследования этих событий. А потом сыграли не последнюю роль в том, что 450 беженцев из Андижанской области, укрывшихся в соседней Киргизии, не угодили в каримовские казематы, а под эгидой ООН будут размещены в третьих странах. При этом решение Узбекистана по американской базе -- неотъемлемое и неоспоримое право властей самого Узбекистана. И в США ни один чиновник администрации не позволяет себе высказываться в духе того, что одного хотения мало. Американские дипломаты постараются переубедить Ташкент, но, если не получится, ликвидируют там базу в согласованные сроки.
Раздав жителям Приднестровья, равно как и жителям других непризнанных республик на территории бывшего СССР -- Абхазии и Южной Осетии, -- российские паспорта, Москва стала заложницей двойных стандартов в политике. Кремль сейчас недоволен тем, что президент Молдавии Владимир Воронин хочет изгнать из страны российские войска. Но, скажите на милость, хотело бы российское руководство видеть молдавские войска в Чечне? А ведь проблема Приднестровья для Молдавии ровно то же самое, что проблема Чечни для России. Или, может быть, российское руководство было бы в восторге, если бы Грузия начала налево и направо предоставлять грузинское гражданство чеченцам?
Постоянно говоря об угрозах суверенитету России, российское руководство как бы забывает о наличии суверенитета у других государств. Молдавия и Грузия больше не являются российскими сателлитами. У сегодняшней России нет достаточных рычагов, чтобы заставить руководство этих стран если не любить российское руководство, то хотя бы уважать его. А уж хамить государствам, в которых вы хотите сохранить свое военное присутствие, и вовсе глупость.
Геополитика -- циничная вещь. Вы должны либо подкупать тех, кого хотели бы видеть младшими партнерами, либо быть примером для подражания в сознании их правящих элит. Россия пока не годится ни для того ни для другого. А словесными угрозами, шутками и каламбурами военное присутствие и роль серьезной мировой державы не сохранить.
Семен Новопрудский