|
|
N°137, 01 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На безрыбье и кит хит
Водные млекопитающие в московских галереях
На выставку в Крокин-галерее куратор Александр Петровичев зазывал замысловатым рассказом о происхождении, эволюции самого популярного в мифологии и фольклоре вида млекопитающих -- китов. И я, прочитав сие электронное послание-анонс, грешным делом подумал, что выставка посвящена именно им -- нередко усатым, всегда хвостатым чудам-юдам, археоцетам, мистакоцетам, одоноцетам. А оказалось, что название «Киты сезона» -- простодушная игра слов, наивная до неловкости какой-то. Все очень незатейливо: «Киты сезона» -- это хит-парад из выбранных Михаилом Крокиным и Александром Петровичем китов современного искусства. Иначе эта милая отчетная выставка -- дайджест сменявших друг друга экспозиций за год. Каждый кит на выставке -- в своем репертуаре. Константин Батынков в репертуаре ахроматических картин с гигантскими, облепленными муравейными человечками механизмами в степях, снегах и пустынях. Дмитрий Цветков в репертуаре милитаристских драгоценностей -- вышитых бисером матерчатых гранат и пистолетов. Леонид Тишков и Борис Бендиков в репертуаре абсурдистской фотоэпопеи про приватизированную луну, которую они стащили с неба и пользуют в деревенском доме лучиной. Маленькие металлические силуэтики на висящих консолях -- из репертуара работающего с Крокин-галереей иностранца Хубертуса фон дер Гольца. Второй иноземец -- кореец Пак Сун Тэ. Он делает из сетки забавные фигурки лошадей, отбрасывающих на стену красивую подвижную тень.
В общем, вспоминая мораль Герцогини Льюиса Кэрролла, кит и хит -- птицы одного полета. Точнее -- всякому овощу свое время. В том числе и подобной выставке, которой, появись она в зимний сезон, никто бы и не заметил, а теперь вот почтили вниманием и газеты центральные, и даже милая Людмила Солнышкина с телеканалом «Культура». И практическая польза от выставки очень велика. Никому не возбраняется мысленно примерить работу Батынкова или Пак Сун Тэ к интерьеру собственной дачи, а потом и поторговаться с галереей насчет цены.
Летний сезон богат очаровательными сюрпризами. Водное млекопитающее размером поменьше китовского вынырнуло там, где его никто и не ожидал, -- на проведенной новой галереей WAM презентации выпущенной издательством Taschen книги про известного боксера Мохаммеда Али. Животное это -- дельфин, который украшает инсталляцию в честь гигантской книги про боксера. Книга вышла тиражом в десять тысяч экземпляров. Размером с крышку письменного стола. Стоит она три тысячи у.е. А за десять тысяч у.е. можно купить ту самую инсталляцию с дельфином, которую придумал Джеф Кунс -- звезда современного искусства. Тираж инсталляции тоже немалый -- тысяча экземпляров. Кантовать ее очень легко. Ведь представляет собой она всего лишь табуретку, на которую кладется книжища. Ножки табуретки окольцевал надувной спасательный круг в виде автомобильной шины. Сбоку к табуретке приделана подставочка, и на ней крепится фигура надувного дельфина, такого встретишь обычно в аквапарках и на пляжах. Дельфин старательно изображает полет. По степени оптимистического идиотизма с этой инсталляцией смогут сравниться только бассейны в советских санаториях. Только там дельфин бетонный.
Если «кит» и «хит» состоят в каком-то уж очень незатейливом родстве, то с боксом и дельфином все немного сложнее. Самое простое объяснение этого избирательного сродства можно найти в словах любимой Герцогини из «Алисы в стране чудес»: «Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть». А мораль отсюда такова: деньги не пахнут.
Сергей ХАЧАТУРОВ