|
|
N°136, 29 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Запад» есть «Запад», «Восток» есть «Восток»
Батальоны «Восток» и «Запад» не без основания считаются лучшим на сегодняшний день опытом федерального командования по части создания лояльных чеченских частей. Оба батальона входят в состав 42-й мотострелковой дивизии Министерства обороны -- таким образом, система их субординации совершенно прозрачна и замкнута на федералов. Это выгодно отличает их от многочисленных формирований, подчиняющихся силовому вице-премьеру Чечни Рамзану Кадырову и в большой мере состоящих из недавно амнистированных боевиков, мигрирующих между службой безопасности президента Чечни, полком специального назначения имени Ахмата Кадырова и собственно чеченской милицией. Названия «Восток» и «Запад» не считаются официальными и соответствуют географии зон ответственности подразделений.
Батальоны были созданы в конце 2003 года из специальных рот республиканской комендатуры и подчинены дивизионному командованию. Первоначально они входили в состав так называемой горной группировки Минобороны, а по сути напрямую курировались Генеральным штабом. Такое внимание было связано со специфическим составом частей. «Запад», которым командует Герой России подполковник Саид-Магомед Какиев, состоит в основном из этнических чеченцев, все 90-е годы воевавших против сепаратистского правительства Чечни -- сначала на стороне антидудаевской оппозиции, а затем на стороне федералов.
«Востоком» командует также Герой России и подполковник Сулим Ямадаев. Семья Ямадаевых -- влиятельнейший гудермесский клан, в первую войну выступавший против федералов. Некоторые из братьев Ямадаевых, в том числе и нынешний комбат, занимали высокие посты в армии Ичкерии. С 1998 года они ушли в оппозицию к Масхадову, который, по их мнению, слишком многое позволял радикалам типа Басаева. Гудермес превратился в своеобразный сепаратистский анклав внутри сепаратистской республики. Осенью 1999 года Ямадаевы без боя сдали город федералам и выступили на российской стороне. С тех пор потери «Востока» составили свыше ста человек -- это несопоставимо меньше, чем потери федеральных частей. Штатная численность «Востока», правда, не разглашается.
Русские офицеры, которые входят в командный состав батальона, считают, что батальон весьма эффективен в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день в Чечне, и выполняет очень большую долю всей работы Объединенной группировки войск. В составе батальона воюют чеченцы, имеющие обширный боевой опыт, хорошо знающие страну и людей. Причем многие из них связаны долгом кровной мести боевикам. На место погибших бойцов, как правило, приходят их родственники, а их семьям в любом случае оказывается поддержка, главным образом за счет семьи командира. «Но бывает и так, что боевики убьют кого-то из наших, а сами потом приходят на похороны. Или наоборот. И никто никого не трогает. Такой войны я еще нигде не видел», -- делился своими впечатлениями с корреспондентом «Временем новостей» один из русских офицеров «Востока».
Иван СУХОВ