|
|
N°136, 29 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сгорая, плачут свечи
«Дом восковых фигур» на московских экранах
С недавних пор афиши современных кинотеатров все подозрительнее напоминают расписания драйв-инов полувековой давности: то и дело на экраны выходят осовремененные версии тех самых фильмов, которыми, находясь в нежном возрасте, засматривался еще сам Стивен Кинг: «Дом на холме призраков», «13 привидений», «Корабль-призрак»... Ответственность за это несет кинокомпания Dark Castle («Темный замок»), избравшая своей стезей апгрейд классических сюжетов, вдохновлявших Уильяма Кастла и Вернона Сьюэлла. Теперь очередь дошла и до одноглазого визионера Андре Де Тота, которому проблемы со зрением, впрочем, не мешали ставить фильмы с использованием трехмерных изображений. Лучшим из них (даже в отсутствие 3-D составляющей) остается «Дом восковых фигур» 1953 года (который в свою очередь является ремейком «Тайны музея восковых фигур» Майкла Кертица, снятого еще на двадцать лет раньше). В нем речь шла об обезумевшем и обезображенном скульпторе, которому ставший с этой ролью окончательной суперзвездой жанра Винсент Прайс придал черты вполне шекспировские.
Впрочем, как и прежние фильмы Dark Castle, новоявленный «Дом восковых фигур» пересекается с оригиналом разве что названием. Здесь классический сюжет о музее, экспонаты которого еще совсем недавно экспонатами не являлись, оказывается соединен с не менее классической формулой «тинейджерской расчлененки на выезде», буйным цветом распустившейся на американских экранах в конце 70-х -- середине 80-х годов. Компания юнцов и юниц, собравшихся на футбольный матч, терпит аварию где-то в луизианском захолустье и вынуждена искать помощи в ближайшем городке под названием Амброуз. Но вместо автомеханика, бензина и работающего магазина обнаруживают поминальную церемонию в церкви, кинотеатр, где крутят психопатологический триллер с Джоан Кроуфорд, и музей восковых фигур, в который, судя по всему, нечасто наведываются посетители. Но именно это заведение культурного досуга является главным городским центром -- и горе-болельщикам приходится в том убедиться. Одному за другим.
Про молодых и мало в России известных артистов (сразу узнается, пожалуй, разве что Элиша Катберт, чья «Соседка» пользовалась у нас успехом пару лет назад) можно сказать лишь, что они достойно справились со своей ролью «пленочного мяса» -- не хуже, чем в свое время Кевин Бейкон, Холи Хантер или Джонни Депп, в чьих фильмографиях на первом этапе тоже были роли в ужастиках такого рода. Даже сыгравшая в «Доме» свою самую большую на сегодня и приготовленную без проб, специально для нее кинороль Пэрис Хилтон выглядит вполне достойно, не тянет одеяло на себя и явно старается -- за что и получает в награду от режиссера самую живописную и эффектную сцену смерти.
Вообще с тем, что касается пресловутого экранного насилия, в фильме все более чем в порядке -- до такой дотошности в изображении всевозможных увечий и телесных трансформаций в последнее время редко кто доходил. Но при этом Сера не забывает и о саспенсе, который не компенсируют никакие вываливавшиеся кишки, и об элементарной художественности картинки. При всей своей вроде бы очевидной однозначности и одноразовости фильм не на шутку красивый и на самом деле производит эстетическое впечатление.
Совсем уж фильм-исходник Сера не позабыл, но взял из него не больше, чем из всех остальных кинокартин, которые он когда-либо смотрел, -- оказывается, это не только общеупотребительные блокбастеры. Художник «Дома» Грейс Уокер (работавший с Dark Castle над «Кораблем-призраком» и «Готикой», но уже давно вошедший в историю кино как дизайнер трилогии о Безумном Максе) рассказывал, что немало вдохновения для создания образа повседневной жизни Амброуза почерпнул, скажем, из копеечного шедевра Хармони Корина «Гуммо», который ему показал именно Сера. Но и в самом «Доме восковых фигур» найдется немало сцен, которые потом непременно начнут цитировать, а то и вовсе безнаказанно умыкать. Впрочем, с главным аттракционом фильма этот номер вряд ли пройдет: охваченный предфинальным пламенем, растекающийся, оплывающий на глазах и под ногами Дом, оказывающийся Восковым в самом прямом смысле слова, от кровли до паркета, -- никак не получится воспроизвести с такой же угрожающей мощью.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ