Время новостей
     N°136, 29 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2005
Секретное оружие
Счетная палата может получить доступ к налоговой тайне
Налоговая тайна российских граждан и предприятий вскоре может быть рассекречена еще для одного уровня власти. На прошлой неделе сенаторы выступили с предложением предоставить Счетной палате доступ к налоговой тайне. За аудиторов походатайствовали в комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой.

Как заявил заместитель главы комиссии Сергей Иванов, «беспрепятственный доступ к информации, составляющей налоговую тайну, необходимо предоставить, наряду со Счетной палатой, органам государственного и муниципального финансового контроля для проведения ими экспертиз, подготовки заключений о бюджете, а также для полноты и своевременности поступления финансовых средств». Налоговый кодекс на сегодняшний день формально не позволяет Счетной палате и контролирующим органам субъектов федерации изучать налоговые секреты. Законопроект, вносящий соответствующие поправки в законодательство, уже находится в Госдуме и может быть рассмотрен в октябре этого года.

В Госдуму периодически поступают законопроекты, расширяющие полномочия Счетной палаты, в том числе и в рамках доступа к информации. Лоббировать вопрос о доступе к налоговой тайне Счетная палата пытается уже давно. Еще три года назад палата попробовала провести через сенат поправки, предусматривающие предоставление по ее требованию данных, содержащих государственную и прочие охраняемые государством тайны, включая банковскую и налоговую. Однако законопроект вызвал массу критики в Думе. Как говорили тогда депутаты, доступ аудиторов Счетной палаты к охраняемым государством тайнам может стать опасным источником утечки информации. А этой информацией в свою очередь могут воспользоваться как раз те, с кем налоговые и правоохранительные органы ведут борьбу.

Пока по действующему законодательству контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на все государственные органы и органы местного самоуправления, но и на банки, страховые компании, общественные объединения, коммерческие предприятия, если они получают, перечисляют или используют средства из федерального бюджета или федеральную собственность.

О том, чем может быть чревато открытие налоговой тайны аудиторам Счетной палаты, "Времени новостей" рассказали независимые эксперты.

"Предложения Счетной палаты не совсем соответствуют мировой практике"

Александр КАЗАКОВ, старший юрист юридической компании «Линии права»:

-- В законопроекте смущает тот момент, что Счетная палата получает доступ к налоговой тайне всех лиц. Невзирая на то что контролирует она по своему статусу только лиц, участвующих в бюджетном процессе, включая сюда и организации-бюджетополучатели. Сама Счетная палата обосновывает свою позицию тем, что в настоящий момент предоставляется большое количество налоговых кредитов. А налоговый кредит, в свою очередь, влияет на бюджетный процесс. Но в тексте законопроекта такого обоснования нет: там речь идет не о конкретных случаях допуска, а как раз об общем допуске к налоговой тайне компании. Причем авторы законопроекта предусмотрели доступ к налоговой тайне в том числе и для контролирующих органов субъектов РФ. А эти контролирующие органы со стороны общества, простите за тавтологию, контролируются намного слабее, чем сама Счетная палата.

Предложения Счетной палаты не совсем соответствуют мировой практике. Общий принцип правового регулирования в отношении доступа к налоговой, банковской, личной или коммерческой тайне сводится к тому, что как можно меньший круг органов должен иметь такой доступ. Если посмотреть законодательство западных стран, в частности английское, там урегулированы общие принципы доступа к тайне, а не перечень органов, имеющих на это право. То есть акцент сделан на то, в каких случаях можно проверить, а не кто может проверить. Именно это и отсутствует, к сожалению, в законопроекте, инициированном Счетной палатой России.

"Утечка информации о налоговой тайне -- это очень большие деньги"

Андрей ВИЛЬДЕ, руководитель экспертно-аналитического отдела "ИМА-консалтинг":

-- Не совсем ясны мотивы, по которым предлагается расширить полномочия Счетной палаты. Ведь у нас есть институты, которые ведут работу с неплательщиками налогов и имеют доступ к налоговой тайне. Скорее всего это желание палаты повысить свой статус. Непонятно, что мешает Счетной палате сейчас делать свою работу без доступа к тайне, тем более что информация, к которой она имеет доступ, представляет очень большой коммерческий интерес. Предоставление же доступа к налоговой тайне и Счетной палате, и контролирующим органам субъектов федерации означает расширение списка лиц, имеющих доступ к очень ценной на рынке информации. Недавно в Санкт-Петербурге сотрудники службы безопасности выявили канал утечки конфиденциальной таможенной информации, которая как раз отнесена к налоговой тайне. Это очень большие деньги.

"На практике проверяемые не могут что-то скрыть от проверяющих"

Валерий ГУЩА, адвокат и партнер коллегии адвокатов "Джон Тайнер и партнеры":

-- Цель такого предложения -- усилить свое влияние на проверяемых. Ведь и сегодня у Счетной палаты есть достаточно рычагов, чтобы получить доступ к информации в рамках уголовно-процессуальных действий. Но, будь у аудиторов доступ к налоговой тайне, получение информации для них существенно ускорилось бы и без согласования своей работы с органами внутренних дел. На самом деле для Счетной палаты получение любой информации труда не составляет -- проверяемая организация на практике не может что-то скрыть от проверяющих в рамках налоговой тайны. Особенно когда идет речь о расходовании организацией бюджетных средств.

Что такое налоговая тайна

Налоговая тайна в Российской Федерации -- это сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами при осуществлении налогового контроля или при обмене информацией. Налоговой тайной не охраняются сведения:

-- предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между правоохранительными органами;

-- разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

-- об идентификационном номере налогоплательщика;

-- об уставном фонде (уставном капитале) организации;

-- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Ирина СКЛЯРОВА