Время новостей
     N°135, 28 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2005
Безадресная книга
Увидел свет альбом о загадочном русском сюрреалисте Павле Челищеве
Издательство Р. Элинина, Университет Натальи Нестеровой, объединение «Supremus Москва -- Пустынь -- Цюрих», искусствовед Александр Шумов выпустили книгу «Рай Павла Челищева». По виду напоминает она каталог выставки -- небольшой вступительный текст, полностраничные цветные картинки, формат журнальный. Но между страничек -- прозрачная бумажка, на которой метафизические стихи внучатого племянника художника Павла Челищева Константина Кедрова. И в обложке -- окошки, дырочки в виде трех супрематических трапеций, сквозь которые можно видеть выполненный в манере рисунков анатомического атласа портрет кисти Челищева.

Приглашенные свиристеть на папирусных пленках между картин Челищева стихи родственника -- с большим запасом метафизического воодушевления (...турбобур непролазного света // дивным ладаном захлебнется // голодающий жернов -- 8...). Оно, конечно, занятно. Да и макет альбома от ЯKrasnovskyDesign неплох. Только вот подвел вопрос жанра -- кому книга? Где аукнется «турбобур» Кедрова? Кому оценить сияющие экорше Челищева?

Ученика Александры Экстер, знаменитого сценографа, мистика, визионера и ранимого гея Павла Челищева лучше знают за пределами России, откуда (из Киева) он эмигрировал в 1920 году. О Челищеве много написано на языках, изданы каталоги его европейских и американских выставок. В первый период мастер следовал традиции кубистической сценографии Александры Экстер, во второй период (с середины 20-х и до смерти в 1957 году) увлекся живописанием «лимфатической системы» мироздания. Его достоверные, как медицинские атласы или галлюциноторный бред, поздние картины представляют людей без кожи. Волокна мышц и нервы работают проводниками универсальной вселенской энергии. Эти в основном мужские открытые фигуры, оплетенные веточками-сосудиками, реками-артериями, ручьями-капиллярами, напоминают не только анатомические атласы, но и портреты-обманки маньериста Арчимбольдо, составленные из четырех стихий, плодов, птиц и зверей. И называются в духе старинных анаморфоз -- например, «Внутренний ландшафт».

В последний период жизни Челищев хотел сотворить свою «Божественную комедию», с «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Удались две первые части. Населенная уродцами и тварями страшнее босховских «Феномена» (1936--1938) висит сейчас в Третьяковской галерее. Вторая часть триптиха, «Игра в прятки» (1942), со сверкающим Древом жизни, в кроне которого обитают дети, хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Третья же часть осталась лишь в подготовительных сериях, сперва -- анатомических «Внутренних ландшафтах», затем -- чисто абстрактных композициях с лучезарными геометрическими фигурами.

Отобразивший душевные муки современного человечества в поисках Бога, Челищев так и не нашел адекватного себе российского летописца -- историка -- биографа -- исследователя. Пока собираем фрагментики. Кстати, один из них принадлежит перу великого дирижера Геннадия Рождественского, в строгом педантичном стиле описавшего жизненный и творческий путь Челищева в отдельной новелле своей книги «Треугольники». К фрагментикам относится и новый альбомчик. По нему совершенно невозможно получить полноценное представление о творчестве Челищева. Текст Александра Шумова -- это вдохновенное эссе со сбивчивым ритмом, лирическими отступлениями, стилистической одышкой и провалами во времени. Там встречаются великолепные по точности наблюдения (вот о картинах последнего периода: «Схематические раскладки художника окончательно освобождены от тварного, материального. И это не грубоватые первоформы, мясо геометрических фигур, открытых Мондрианом и Малевичем, а танцующие следы молитвы»), а встречается обыкновенный журналистский нарциссизм. Очень фрагментарен и визуальный ряд, где нет даже хранящегося в Москве полотна первой части трилогии. Нет и библиографии. В общем-то нет и адресата. Это именно «взгляд и нечто».

Вкус к загадочному творчеству Павла Челищева загадочная книга пробудить способна, но жажду знаний она не удовлетворит. Особо пытливым придется отыскивать в библиотечных каталогах другие, иностранные издания о художнике. Однако если верить Шумову, не книгой единой... На презентации альбома автор обещал осенью выставку Челищева из частных собраний в Музее личных коллекций ГМИИ на Волхонке.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Круг чтения