Время новостей
     N°145, 14 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2001
«Аэрофлот» берет не глядя
Компания интересуется еще не созданным самолетом
Не дожидаясь намеченного на сегодня открытия Международного авиакосмического салона, «Аэрофлот» объявил о масштабных планах пополнения своего парка. Вчера авиакомпания подписала протокол о намерениях закупить не менее 30 региональных самолетов, над возможностью производства которых сейчас раздумывают несколько ведущих авиастроительных корпораций России и Америки.

У самолета, которым заинтересовался «Аэрофлот», пока нет имени. Вероятность того, что это воздушное судно когда-либо будет воплощено в металле, трудно назвать стопроцентной. В июне этого года российские авиафирмы «Сухой» и «Ильюшин» заключили с американской корпорацией Boeing соглашение о проведении предварительных маркетинговых исследований на тему, стоит ли браться за разработку такого самолета.

Вчера генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев рассказал о предварительном графике этих исследований. Бизнес-план должен быть составлен до конца года, и тогда же ожидается принципиальное решение о начале проектирования (либо о бесперспективности начинания). Если российские и американские специалисты решат взяться за самолет, то до стадии сертификационных испытаний проект дойдет в конце 2004 или начале 2005 года.

Генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил Погосян сообщил, что его фирма будет головным разработчиком, Boeing займется маркетингом, а «Ильюшин» будет отвечать за работы по сертификации.

Если авиастроители еще не до конца выяснили рыночные перспективы предполагаемой машины, то для «Аэрофлота» этот вопрос уже предельно ясен. Комментируя только что подписанный протокол о будущих закупках 30 подобных самолетов, первый заместитель генерального директора «Аэрофлота» Александр Зурабов предсказал, что через 5--10 лет потребность России в этих машинах «будет измеряться сотнями». Он также высказал мнение, что проект регионального самолета будет «знаковым» в смысле возрождения отечественного авиапрома.

Исторически «Аэрофлот» известен склонностью горячо поддерживать «долгоиграющие» проектно-конструкторские разработки отечественных КБ, а также стойким нежеланием покупать уже спроектированные в них машины. Примерно по такому сценарию развивалась в 1998--2001 годах история с приобретением у Воронежского авиазавода 20 дальнемагистральных Ил-96М/Т. Три года назад «Аэрофлот» обязался эти самолеты «взять», а в августе 2001 года правительство постановило освободить национальную авиакомпанию от этого обязательства.

В классе региональных самолетов руководство «Аэрофлота» демонстрировало интерес к Ту-334 (проходящему сейчас испытания) и к заграничным изделиям компаний Airbus, Embraer и Bombardier. Вчера журналисты спросили генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, как этот интерес согласуется с участием в судьбе еще и безымянного совместного самолета «Сухого»--»Ильюшина»--»Боинга». Окулов ответил, что одно другому совсем не мешает. Русско-американская машина -- это перспектива после 2006 года. А сейчас компании тоже надо на чем-то летать, и вот тут ей могут пригодиться чисто импортные самолеты.

Михаил КУКУШКИН