|
|
N°135, 28 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мировая музыка: между этно и техно
Jon Hassell
Любопытное и явно не случайное совпадение: в мертвый для аудиобизнеса сезон появилось сразу несколько дисков артистов, которых вполне можно назвать если не ветеранами, то мэтрами мировой музыки -- world music.
То, что все они так или иначе связаны с джазом, уж тем более не случайность: музыкальная «глобальная деревня», так же как джаз, начала строиться на общей с фольклором территории -- не фиксируемой в нотах импровизации. Может, иные формы взаимодействия традиционного и актуального начинают себя исчерпывать?
Jon Hassell Maarifa Street, Magic Realism, p.2 Nyen/Label Bleu
Первый за шесть лет альбом 68-летнего американского трубача и композитора Джона Хасселла, которым он открывает свой собственный лейбл Nyen. Еще до Брайна Ино и Питера Гэбриэла Хасселл сформулировал принципы эмбиента и мировой музыки и сумел убедительно объединить то и другое в продолжающемся проекте «Возможная музыка -- Четвертый мир -- Магический реализм». Мастер придумывать хлесткие определения, Хасселл к этим трем определениям позднее добавил еще одно: классическая музыка будущего. И в общем не ошибся: электрический джаз итальянца Паоло Фрезу, француза Эрика Трюффаза, норвежца Нильса Петера Мольвэра и скандинавский nu jazz в целом -- это, по сути дела, реализация «возможной музыки». Хасселл, в свою очередь, выстроил в систему то, что интуитивно нашел еще классик Майлз Дэйвис. Он сдобрил джаз-роковое варево Дэйвиса пряной экзотикой третьего мира (ее материализация на новом альбоме -- модный тунисец Дафер Юсеф) и получил «четвертый мир». Так же, как в прозе Габриэля Маркеса или живописной «новой вещественности» не отделить натурализм от волшебства, возможное от невозможного, так Хасселл при помощи электроники «улучшает» (его слова) свое собственное исполнение. Но не более, чем это возможно в настоящем концерте. До какой степени, легко понять по двум версиям одной и той же композиции с говорящим названием Open Secret («Раскрытый секрет»).
Brice Wassy N'kam-Meditations AlphaPocket Records
Новая независимая фирма AlphaPocket Records, основанная хорошо известным в России американцем русского происхождения Майком Эллисом-Мордвиновым, выбросила на рынок уже полдюжины разных проектов мирового джаза.
Камерунец Брис Уасси, музыкальный руководитель группы своего соотечественника Ману Дибанго (а также Салифа Кейта, Мириам Макеба и одного проекта Жан-Люка Понти), причастен не только к мировой музыке, но и к рождению диско. В 1973 году Дибанго записал в общем-то обычную афроджазовую песенку Soul Makossa, но ее неожиданно стали крутить в дискотеках всех метрополий. Бесконечный повтор одной и той же краткой музыкальной фразы (в данном случае на саксофоне) плюс подпевки на непонятном языке (а значит, и вслушиваться не надо) -- это то «зерно», из которого еще через два-три года выросла вся музыка диско. А через десять лет «Макоссу» по-постмодернистски процитировал (без ссылки на автора-исполнителя, т.е. элементарно «позаимствовал») Майкл Джексон в финале песни, открывающей мегахитовый альбом Thriller.
Брис Уасси, как и Дибанго, осел в Париже, вращался в основном в новоджазовых кругах, но выпустил учебное пособие-исследование африканских ритмов и вот теперь «озвучил» его. В аннотации к альбому приведена якобы африканская пословица «если не знаешь, куда идти дальше, вспомни, откуда ты идешь». Без малейших электронных примесей, в реальном времени Уасси играет на разнообразных африканских инструментах и поет. Но все равно получается этакий этнический минимализм, одновременно похожий и на авангардиста Стива Райха, и на диджейские loop.
Choying Drolma & Steve Tibbets Selwa Six Degrees Records
Любители джаза, точнее, той его камерной разновидности, которую представляет знаменитая германская фирма ЕСМ, хорошо знают гитариста из Миннеаполиса Стива Тиббетса. Его легкие гитарные соло, иногда танцевального свойства, фирма ЕСМ выпускала даже в виде синглов, то есть явно рассчитывала на коммерческий успех чуть ли не в дискотеках. Но 11 лет назад в Непале Тиббетс познакомился с молодой монахиней Ани Чойинг Дролма, эмигранткой из Тибета. Несмотря на молодость, Дролма уже считалась мастером тибетского пения. Не молитвенных ритуалов, а именно пения -- духовного по содержанию, но вполне светского по характеру. Пленку Чойинг Дролма Тиббетс вывез в Америку, добавил к ней немного своей гитары, ударных и синтезаторов.
Первый записанный таким образом диск Cho вышел в 1997 году. Второй выпустила фирма 6 Degrees, которая специализируется на танцевальном этно-техно. Оба записаны не по правилам поп-музыки, а так, как принято в экспериментах с этникой: не голос накладывается на заранее записанный аккомпанемент, а наоборот, Дролма просто поет так, как предписывает древняя традиция, -- на наш слух, нечто среднее между монгольской и ориентальной музыкой. Хотя ничем особенным диск Selwa вроде бы не отличается, есть в нем какое-то внутренне спокойствие, которое не нарушает (за одним исключением) даже довольно заурядная банальная электроника Тиббетса. Впрочем, бесхитростности тибетских напевов большинство его «примочек» вполне соответствует.
Диски предоставлены магазинами «Дискорама-Пушкинская» и «Пурпурный легион на Новокузнецкой».
Дмитрий УХОВ