|
|
N°135, 28 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Самый популярный формат в России -- КВН»
Русская история реалити-шоу насчитывает несколько лет. Несмотря на то что в этом жанре были не только взлеты, но и падения, его светлое будущее не вызывает сомнения ни у продюсеров, ни у производителей, ни у правообладателей. Голландская компания Endemol, владеющая правом на самое популярное шоу «Большой брат» и подсадившая весь мир на иглу реального телевидения, строит большие планы на завоевание мирового рынка телевизионных развлекательных передач. О том, как будет жить реалити в России дальше, и о том, какие еще телевизионные эпидемии ожидают зрителя в ближайшие несколько лет, корреспонденту «Времени новостей» Анне ШПАК рассказал директор по развитию компании Endemol в России Лоран САЙЯР.
-- Долгое время в России сериалы держали пальму первенства по популярности, однако с приходом реалити-шоу их рейтинги начали падать. Производители теперь с большим рвением берутся за создание онлайн-шоу, нежели за экранизации авторских сценариев. С чем это связано?
-- Вы немного не правы. В России и других европейских странах сериалы идут очень хорошо. У них высокие рейтинги, однако их производство стоит очень дорого. А у каналов не безлимитный бюджет, поэтому они не могут позволить себе все время выпускать сериалы. И реалити в этом смысле -- лучший выход из положения. В результате вы получаете большие, чем у сериалов, рейтинги с меньшими затратами на производство.
-- Во сколько же обходится реалити?
-- Самый большой бюджет за всю историю жанра был затрачен на производство «Большого брата» в Соединенных Штатах Америки. Вместе с покупкой лицензии он обошелся продюсерам в 25 млн долл. Но, как вы понимаете, можно потратить и больше. Нижняя же планка начинается с 2--3 млн долл. На эти деньги в принципе можно снять неплохое шоу.
-- Какие шоу считаются самыми успешными?
-- В течение последних шести лет «Большой брат», «Кто хочет стать миллионером» и «Последний герой». Во всем мире они имеют самые большие рейтинги и самую большую прибыль. В России «Большой брат» идет успешно, но на первое место стоит поставить «Фабрику звезд». Музыкальные шоу у вас любят.
-- Сейчас все вокруг говорят о «Кандидате». Какова, на ваш взгляд, перспектива делового реалити в России?
-- Любое шоу может быть успешным, неважно, о чем оно -- будь то о музыке, бизнесе или просто о людских сплетнях. Все зависит от хорошего кастинга, профессионализма производителя и дисциплины в команде.
-- Какие форматы Россия может экспортировать на Запад и насколько конкурентоспособны российские креативные команды, создающие реалити?
-- Самый популярный формат в России -- это КВН. И надо отметить, что он как нельзя лучше подходит и для мирового рынка. Экспортировать его было бы фантастически. Это идеальный вариант для любого рынка, ведь в каждой стране в любом университете есть подобные клубы, которые собираются и шутят, показывают забавные театральные миниатюры. Но, к сожалению, схема производства подобного шоу очень сложная и дорогостоящая. Для того чтобы адаптировать это шоу, необходимо как минимум два года ежедневного труда. Именно поэтому никто не рискует браться за его дистрибуцию. В России есть спонсоры в регионах, готовые поддерживать молодых и перспективных ребят, играющих в КВН.
Что касается креативных команд, то у вас, безусловно, есть талантливые люди. В Endemol, например, мы с большим интересом смотрели и «Дом-2», и «Голод». И то и другое стало результатом труда российских авторов и продюсеров телеканала ТНТ. И именно у них есть все шансы в ближайшее время с успехом заявить о себе на мировом рынке форматов.
-- А что происходит сейчас с мировым рынком реалити? Он развивается или, наоборот, затухает?
-- Я не могу сказать, что в области производства этого продукта есть какие-то особые тенденции. В некоторых странах реалити-шоу идут уже семь лет и стабильно имеют рекордные рейтинги. Например, сезоны «Большого брата» в Англии и в Австралии. Поэтому преждевременно говорить о затухании жанра. Наоборот, в других странах мы видим, что интерес к реалити снижается. Будущее жанра зависит от способности продюсеров улучшить качество кастингов и создать новые идеи проектов.
-- По вашим словам складывается впечатление, что за рубежом реалити-шоу как жанр себя уже исчерпало?
-- Это немного неверное мнение. В мире, особенно в Европе и Америке, реалити появилось несколько раньше, чем в России. Но его потенциал еще выработан не полностью. Другое дело, что мы уже сейчас начинаем задумываться над тем, что будет показано по телевидению после того, как реалити-шоу станут менее актуальны. Сейчас все работают над созданием чего-то нового, еще более интересного и увлекательного. В принципе на счет будущего реалити-жанра существует два полярных мнения. Сторонники жанра утверждают, что он проживет еще лет десять. Противники и пессимисты уверяют, что конец совсем близок. Я же уверен, что когда тот же «Большой брат» идет уже шестой сезон подряд в таких странах, как Испания, Австралия и Англия, говорить о закате реалити рано. Безусловно, их рейтинги иногда падают, но средний показатель все же остается на довольно высоком уровне.
-- А у России все-таки запас по времени еще есть?
-- Точно сказать не берусь, но думаю, что у вас реалити-шоу просуществуют довольно долго. Россия большая страна с разной аудиторией. И не вся она еще охвачена. Так что пока есть перспективные идеи, реалити в России будет жить.
-- Собирается ли компания Endemol International запускать в России новые форматы?
-- Сейчас для нас самое важное -- это работа с форматом «Большой брат». В вашей стране на момент запуска шоу прошло уже много реалити-проектов, а «ББ» во всех странах был первым. Именно с него начиналась мировая история жанра. И мы очень благодарны телеканалу ТНТ за то, что они взялись за этот проект и, как мы видим, очень успешно его реализовали. В России, кстати, одна из самых больших команд по производству реалити. У вас не жалеют денег на технический персонал, у вас больше операторов, камер, и картина получается более красивой, нежели в других странах. Некоторые продюсеры компании Endemol в других странах нам даже завидуют.
Более того, мы постоянно контактируем с «Первым каналом» и надеемся, что мы продолжим выпуски новых сериалов «Фабрика звезд». Мы считаем, что у этого формата еще есть большие перспективы в развитии. Во Франции, где «Фабрика» запускается уже в пятый раз, мы собираемся пригласить не только юных участников, но и тех, кому за сорок. Это и есть небольшой пример развития формата. А вообще наш каталог включает в себя около 600 оригинальных форматов, просто время некоторых из них еще не пришло. Постепенно входят в моду социальные, так называемые people-show, онлайновые разговоры о жизни людей. На них есть спрос.
-- А ваша компания планирует выпустить что-то принципиально новое?
-- Наша креативная команда в Голландии создала новую телеигру, которую мы собираемся представить всем мировым крупнейшим телевещателям в октябре на выставке МИПКОМ.
Более того, эта команда долгое время создает проекты жанра reality-soap. Вообще жанр reality-soap -- это мыльная опера и реалити с использованием скриптов. Скрипт -- это такая технология, когда у зрителей есть возможность выбрать, что они хотят дальше смотреть, или придумать, что будет дальше происходить в шоу.
-- А что мешает реализации этого проекта?
-- Производство подобного продукта стоит довольно дорого. Дело в том, что заранее должно быть отснято несколько эпизодов, чтобы у зрителя была возможность выбора дальнейшего развития сюжета. Но мы уверены, что нашего опыта и ресурсов, которыми мы обладаем, будет достаточно для того, чтобы в скором времени выпустить подобное зрелище на экраны.
Беседовала Анна ШПАК