|
|
N°127, 18 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стерилизация выборов
Центризбирком начинает совершенствовать избирательные законы
Чем тщательней прописана процедура выборов, тем меньше свобод оставляет она гражданам на время избирательных кампаний. Центризбирком заинтересован в предельно четкой процедуре и потому считает возможным ограничение некоторых свобод, если судить по тексту аналитического доклада, в котором ЦИК предлагает пути развития и совершенствования российского избирательного законодательства. Доклад предназначен Владимиру Путину, с которым тот сможет ознакомиться 20 октября. Чему именно -- процедуре или свободам -- отдаст предпочтение президент, можно будет судить по тем законопроектам, которые поступят из Кремля в Думу. Председатель ЦИК Александр Вешняков ждет, что проекты начнут поступать в конце нынешнего или в начале будущего года.
Самый первый законопроект из пакета, подготовленный в ЦИК (о выборах представителей в союзный парламент России и Белоруссии), уже поступил. Более того, Дума рассмотрит его на ближайшем пленарном заседании в среду. От российских выборов «союзные» отличаются тем, что они будут проходить только по одномандатным округам. О партийных списках в законопроекте, поступившем в Думу за подписью президента, ничего не сказано. Авторы проекта заявляют, что отказаться от пропорциональной системы выборов пришлось из-за белорусской стороны. При этом Александр Вешняков, с одной стороны, постоянно уверяет, что «союзный» закон никак не повлияет на российскую избирательную систему, а с другой -- упоминает «союзный» закон всякий раз, когда говорит о «развитии российского избирательного законодательства». Для работников избиркомов мажоритарная система, бесспорно, удобна, поскольку процедура выборов через одномандатные округа проще по сугубо техническим причинам. Удобна мажоритарная система и для исполнительной ветви власти: «административный ресурс» позволяет ей, как правило, добиваться нужного итога выборов.
Но политическим объединениям, представленным в Думе, мажоритарный «путь развития» явно не понравится. В ЦИК это понимают, и потому предлагают пока не развивать, а совершенствовать российские выборные правила. В следующих думских выборах смогут участвовать только партии. Причем только «массовые партии, а не диванные». Общественно-политические движения лишатся нынешнего права выдвигать списки своих кандидатов. Эта норма, конечно же, облегчит работу ЦИК во время выборов, поскольку партий в стране намного меньше движений. Александр Вешняков заявляет, что это вовсе не техническая мера, и нужна она, по его словам, для того, чтобы «способствовать формированию гражданского общества» в стране. Политические организации, представленные в Думе, могут одобрить эту норму, поскольку им-то она ничем не грозит: все они или уже оформились в партии, или вот-вот ими станут.
Позиция ЦИК в отношении предвыборной агитации способна породить, пожалуй, самые жаркие споры. Намереваясь раз и навсегда покончить с «информационными войнами», ЦИК предлагает поставить негосударственные СМИ практически в те же условия, что и государственные. От частных СМИ хотят потребовать, чтобы в ходе предвыборной кампании они не становились на позиции какого-нибудь одного кандидата, а освещали деятельность всех кандидатов, причем в равных объемах эфирного времени и печатных площадей. Если некое СМИ станет выдавать о каком-нибудь кандидате только позитивную или только негативную информацию, то это будет считаться злоупотреблением свободой слова.
Центризбирком настаивает на том, что текст доклада -- пока что только проект. Александр Вешняков обещает, что до отправки в Кремль доклад будет обсуждаться за «круглым столом» с лидерами партий и общественно-политических движений, а также пройдет парламентские слушания в Думе. Все замечания и предложения, которые будут высказаны в ходе обсуждения, г-н Вешняков готов включить в текст доклада.
Виктор ХАМРАЕВ