|
|
N°133, 26 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожная карта Виктора Христенко
Минпромэнерго утвердило план развития автопрома до 2008 года
Министерство промышленности и энергетики утвердило многострадальный план развития автомобильной промышленности. Глава ведомства Виктор Христенко назвал документ «дорожной картой», которая включает в себя таможенно-тарифный и налоговый аспекты и большой пакет по техническому регулированию. По его мнению, на этом этапе не скандальные таможенно-тарифные процедуры, а меры именно технического регулирования становятся наиболее важными. «Мы переходим к более продвинутым формам регулирования, которые давно и очень эффективно используются во всем мире», -- заявил министр. Впрочем, по словам опрошенных «Временем новостей» участников рынка, подобную программу правительство должно было принять еще несколько лет назад.
Официально документ называется витиевато: «План мероприятий по реализации в среднесрочной перспективе (2005--2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных концепцией развития автомобильной промышленности». И в целом был одобрен еще 19 мая на заседании правительства. Тогда премьер-министр Михаил Фрадков поручил Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфину доработать окончательный вариант с учетом высказанных замечаний. Самыми спорными оказались два пункта: запрет эксплуатации праворульных машин и установление пошлин на ввоз иномарок старше пяти лет (сейчас пошлинами облагаются машины старше семи лет). А также инициатива Минпромэнерго считать новыми машины, которым не больше года.
Ценители аутентичной продукции автопрома Японии и Южной Кореи могут спать спокойно. На майском заседании кабинета, проходившем под аккомпанемент акций протеста разъяренных автомобилистов Дальнего Востока, вице-премьер Александр Жуков уточнил: «Никаких рулей в ближайшее время отменять не будем». В утвержденном Минпромэнерго плане (имеется в распоряжении «Времени новостей») на ближайшие три года никаких мер на этот счет не указано.
А вот изменения таможенных пошлин на иномарки программный документ не исключает. Как указано в пункте 1.5.3, «организация подготовки... материалов для рассмотрения... вопроса об изменении ставок ввозных таможенных пошлин» на ввозимые в Россию бывшие в эксплуатации иномарки намечено на третий квартал этого года. Из пункта 1.5.3 следует, что до конца года должен быть рассмотрен и «вопрос о целесообразности изменения возрастного критерия автомобильной техники по отнесению ее к категории бывшей в эксплуатации».
Напомним, что первоначальный вариант концепции предполагал применение высоких запретительных пошлин к машинам возрастом не выше семи лет (как сейчас), а уже начиная со срока старше пяти лет. Кроме того, Минпромэнерго предложило пересмотр понятия «новая автомашина», которое сейчас распространяется на автомобили не старше трех лет. Г-н Христенкко предложил снизить этот порог до однолетнего возраста. Эти пункты являлись спорными во время доработки плана -- против повышения таможенных пошлин выступали официальные импортеры западных автоконцернов и дилеров. За -- российские автоконцерны, чья продукция (по крайней мере по эту сторону Урала) конкурирует с подержанными иномарками. Как видно из плана, правительство до сих пор не сформировало определенную позицию на этот счет.
Представители российских автозаводов надеются, что появление плана позволит им вести более грамотную инвестиционную политику. Как пояснил «Времени новостей» гендиректор «Северсталь-авто» Вадим Швецов, согласно документу, правительство делает основную ставку на принятие технических регламентов автопрома (проект регламента экологической безопасности, утверждающий евро-2 для производимых в России и импортируемых машин уже внесен в правительство и вступит в силу через полгода после опубликования). По словам г-на Швецова, этот подход принят на всех развитых рынках, поскольку задает производителям ориентиры по срокам инвествложений.
Как подчеркнул глава «Северсталь-авто», для его компании важно, что в плане есть пункт о поддержке государством и упрощении порядка экспорта (разработка этих мер намечена на I квартал 2006 года). Это позволит раскрыть экспортный потенциал российских автозаводов. Источник в автомобильных кругах рассказал «Времени новостей», что ранее против упрощения системы экспорта выступали представители Минобороны. Согласно нынешним нормам получается, что практически все автопроизводители (кроме «АвтоВАЗа») экспортируют военную технику. Поскольку понятие «автомобиль военного назначения» нигде не прописано, под него подпадают все грузовики и полноприводные машины. В результате таможня отсылает экспортера за специальным заключением в управление экспортного контроля при Минобороны, что затягивает исполнение экспортных контрактов на долгие месяцы.
В этом году правительство намерено лишь подготовить проект, совершенствующий процедуру реинвестирования НДС при осуществлении капвложений и экспортных операций. Эта стимулирующая приток инвестиций мера, считают в AG Capital Management (является акционером «АвтоВАЗа»), должна была быть уже давно принята. На подготовку предложений по организации производств автокомпонентов в соответствии с законом «Об особых экономических зонах» планом отводится все три года. Как известно, до конца года правительство должно выбрать 15 площадок под ОЭЗ. Соответствующую заявку на размещение ОЭЗ по производству автокомплектующих в Тольятти или Ставропольском районе Самарской области уже подали власти Самарской области (сам «АвтоВАЗ» по закону не может выступить резидентом ОЭЗ, однако это может сделать созданный на заводе технопарк).
Пункт 2.3 «Реализация целевой программы «Развитие отечественного дизелестроения на период до 2010 года» в AG Capital и вовсе считают бесполезным. «Мы теряем время. Если будем осваивать свой двигатель, отстанем от мирового автопрома еще больше, -- поясняет управляющий директор компании Александр Агибалов. -- Нам проще и дешевле импортировать двигатели». К слову, СП «GM-АвтоВАЗ» до сих пор так и не решилось вложить уже заявленные 450 млн долл. в организацию в России производства дизельных движков. Впрочем, отмечает эксперт, можно сколько угодно говорить о достоинствах тех или иных принятых чиновниками программ, однако не стоит забывать, что вопреки всем прогнозам и обещаниям в первом полугодии мы имеем падение производства по отрасли -- 6,5%. Кроме того, по его мнению, правительство, озаботившись привлечением западных инвестиций, все же мало уделяет внимания отечественным заводам, которые пока делают погоду на рынке (из 1,1 млн произведенных в прошлом году в России машин на долю иномарок включая GM-«АвтоВАЗ» пришлось лишь 127 тыс. авто).
Яна ГОДОВАНАЯ