|
|
N°145, 14 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Раньше мы слишком много торговались»
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин доложил президенту основные параметры бюджета-2002. Сегодня Минфин внесет проект закона о бюджете на рассмотрение в правительство. Накануне этого события г-н КУДРИН дал интервью обозревателю газеты «Время новостей» Вере КУЗНЕЦОВОЙ.
-- Алексей Леонидович, на прошлой неделе коллегия Минфина пересмотрела основные показатели бюджета, причем в сторону увеличения. Что, так хорошо складываются экономические условия?
-- Наш прогноз экономического роста на 2002 год каким был, таким и остался. Пересмотр показателей произошел из-за того, что мы более благополучно проходим нынешний год: планировали рост ВВП 4%, а он по итогам может составить 5%. Естественно, мы пересмотрели показатели и на будущий год. Теперь планируем вместо 10 трлн 270 млрд рублей ВВП -- 10 трлн 600 млрд.
-- Несмотря на то что экономические показатели оказались лучше прогнозируемых, тем не менее непроцентные расходы вы хотите сохранить на прежнем уровне. Это не приведет к проблемам в социальной сфере?
-- Сегодня большая часть населения получает средства не из бюджета, а зарабатывает их в коммерческих предприятиях. Их зарплата зависит от того, какие налоги платит предприятие, какие условия в стране складываются для бизнеса, нет ли больших рисков у государства по погашению своих долгов. Заработок работников Ивановской ткацкой фабрики или «Северстали» не зависит от того, сколько мы тратим на бюджетников. Большая часть работающего населения теперь напрямую связана с тем, каким будет курс рубля, инфляция, снижение налогов и т.п. И поэтому нам нужно вести дела так, чтобы экономический рост продолжался и мог обеспечить реальный рост доходов населения. Конечно же, уровень жизни бюджетников не должен отставать от роста экономики, поэтому в 2002 году повысим им зарплату в среднем на 60--80%.
-- Не получится ли так, что эти средства только покроют инфляцию, а реальной прибавки не дадут?
-- Если инфляция в этом году будет 16--18%, а в следующем -- 11--13%, то повышение зарплаты на 60--80% -- это действительно реальный рост доходов бюджетников. Добавлю, что реальный рост зарплаты, превышающий инфляцию, нами ожидается во всей экономике.
-- Мы постоянно говорим, что еще не достигли докризисного уровня жизни. Когда это случится?
-- Уровень жизни, безусловно, зависит не только от зарплаты, но и от роста экономики в целом. Возможно, что за один-два года по росту ВВП мы сможем выйти на докризисный уровень. Что же касается уровня жизни населения, то, по прогнозам экспертов Минфина, это может произойти в 2010 году. Хотя думаю, что, возможно, это случится и раньше.
-- Сегодня правительство довольно жестко критикуют за инфляцию. Дважды ее прогноз вы уточняли в сторону увеличения на 2 пункта. Сможете в итоге удержаться на последней заявленной цифре 17--18%? И почему вы не удержались на уровне, запланированном в бюджете, 12--14%?
-- Так сложился платежный баланс. Высокие цены на нефть привели в страну большое количество валюты. ЦБ ее скупает, увеличивая свои золотовалютные резервы. И когда он скупает доллары, то вбрасывает новые деньги в экономику. Столько денег нашей экономике сегодня не требуется, она не может их «переварить». Ее рост, развитие производства, сейчас нуждается в меньшей денежной массе. В таких странах, как наша, часть избыточных финансов на рынке должна «связываться». Инструменты здесь разные. Главный -- это профицит бюджета. Чтобы бюджет, собрав доходы, потратил их на внешние выплаты в валюте, то есть не на территории России, либо накопил резервы. Погашение долга является самым разумным расходом в такой ситуации. Можно также погасить долги перед Центральным банком, чтобы деньги вернулись обратно в эмиссионный центр. Можно просто оставить доходы на счетах Минфина в виде валютного резерва до лучших времен. Еще одним инструментом «связывания» денег является сбор Центробанком депозитов коммерческих банков или выпуск своих ценных бумаг. Вот этих способов «связывания» денежной массы нам должно хватить, чтобы удержать инфляцию. Когда бюджет уже утвержден, нам очень трудно увеличить такого рода резервы. И приходится резко усиливать давление в виде сборов доходов, недоимки. Я бы еще добавил, что если бы депутаты не увеличили расходы за счет дополнительных доходов, то сегодня было бы легче справиться с инфляцией.
-- Многие члены кабинета министров говорят, что на росте инфляции всерьез сказались инфляционные ожидания.
-- Мне кажется, что в последние полгода инфляции уделялось чрезмерное внимание. Ведь инфляция какого-то резкого негативного воздействия на саму экономику не произвела. Она чувствительна для населения, для зарплат. Безусловно, это плохо, и мы должны об этом думать. Но статистические данные показывают, что даже сейчас реальная зарплата растет быстрее, чем сама инфляция.
Инфляция, конечно, негативно сказывается на инвестиционном климате. Однако сейчас инфляция не повлияла на экономический рост. Заметьте, в прошлом году инфляция была 20%, а экономический рост -- 8,3%. В этом году хотя инфляция и превысила бюджетные показатели, все равно экономический рост оказался больше запланированного. И это более существенно, чем то, что мы несколько упустили инфляцию. На мой взгляд, прибавки экономического роста на 1% гораздо труднее добиться.
-- Ваш заместитель Сергей Игнатьев недавно сказал, что на счетах бюджетных предприятий сейчас сосредоточено примерно 60 млрд рублей. Есть опасность, что они осенью хлынут на рынок и это приведет к инфляционному всплеску?
-- Мы выделили средства, и они осели в бюджетных учреждениях. Они эти средства, действительно, оставили на своих счетах, думая, что придет более благоприятное время и они их потратят. Поэтому на второе полугодие мы построили свою денежную программу так, чтобы, когда эти 60 млрд уйдут в экономику, мы в свою очередь сможем на рынке «связать» точно такую же сумму. То есть Минфин и Центральный банк обязательно накопят резервы в том же объеме, но через другие инструменты. Таким образом, мы нивелируем этот вероятный инфляционный всплеск, не допустим роста темпов инфляции.
-- Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс доказывает необходимость повышения тарифов на электроэнергию, ссылаясь, в частности, на увеличение цен на уголь и услуги МПС. Такое повышение тоже приведет к инфляционному всплеску?
-- Тарифы будут специально рассмотрены в ближайшее время на заседании правительства. И решение по их изменению будут приняты на уровне кабинета. Конечно, повышение цен на услуги естественных монополий влияет на инфляцию, но не значительно.
-- Ваша жесткая решимость не увеличивать непроцентные расходы не уменьшает ли шансы прохождения бюджета-2002 через Думу? Чем будете торговаться с депутатами?
-- Наша политика в парламенте не будет с этим связана. Нам даже президент посетовал, что в прошлом году мы устроили слишком большой торг. Сегодня правительство настроено на то, чтобы начать защищать правильность предложенных подходов уже на самом первом этапе. Мы хотим в этом году более широко провести так называемое нулевое чтение, когда правительство обсуждает с законодателями и представителями промышленности бюджетную стратегию еще до официального рассмотрения в парламенте. Тем не менее, на наш взгляд, корректировка бюджета может идти только в пределах тех основных параметров, которые сейчас определены. Превышать непроцентные расходы нельзя. А внутри, конечно, можно больше выделить на образование или на оборону. Но только предложения депутатов должно содержать не просто желание кому-то дать дополнительные деньги, но одновременно и объяснение, с кого они хотят ту же сумму снять.
-- Выдержит ли бюджет 2002 года долговое бремя? Заложены ли в него заранее внешние заимствования?
-- Бремя выдержит. На общие платежи по внешним долгам в виде основного долга и процентов нам нужно 14 млрд долларов. Внешние заимствования закладываются небольшие -- до 1 млрд долларов. И то, если будет потребность, если рынок будет восприимчив к нашим инвестиционным планам.
-- Вдруг вам придется заимствовать больше?
-- Это может произойти только в том случае, если цена на нефть окажется меньше прогнозируемой и мы соберем меньше доходов. Тогда мобилизуем такие источники, как использование остатков на счетах, приватизация, заимствования внешние и внутренние, продажа госзапасов.
-- Собираетесь ли вы в каком-либо виде вести разговор с кредиторами о реструктуризации долгов?
-- В будущем году не планируем.
-- Если в будущем году вы выполните свои долговые обязательства, то каким станет долг России к концу года?
-- Если выполним все мероприятия, то он сократится на конец года до 48,25% ВВП, в том числе из этого внешний долг -- 42,1% ВВП.
-- Будет ли в бюджете-2002 уже реализована идея стабилизационного фонда?
-- Да. Стабилизационный фонд будет создаваться при очень благоприятных внешних условиях. Это означает, что если цена на нефть будет выше 23,5 доллара за баррель, тогда стабилизационный фонд будет накапливаться.
-- А как все-таки он будет выглядеть?
-- Сейчас эти предложения дорабатываются. Стабилизационному фонду будет посвящена отдельная статья бюджета. Он будет формироваться за счет доходов, полученных сверх утвержденных бюджетом-2002, а также в случае когда за счет допдоходов мы уменьшим внешние и внутренние заимствования.
-- Каким по объему может быть стабилизационный фонд?
-- Этого никто сегодня не скажет. Если взять за аналог текущий год, то цена на нефть в среднем за первое полугодие сложилась 24,5 доллара за баррель. А в будущем мы закладываем на доллар меньше. И вот если цены на нефть будут развиваться по сценарию 2001 года, то мы сможем получить в стабилизационный фонд значительные средства. Скажем, 0,5--1,5 млрд долларов в расчете на год.
-- В последнее время Минфин не раз критиковали за то, что он не провел в срок инвентаризацию государственных активов и обязательств.
-- Инвентаризация идет полным ходом. Те поручения, которые давали Министерству финансов, полностью выполнены. Может появиться дополнительное постановление правительства, которое должно касаться инвентаризации всех федеральных учреждений. Кроме того, полномочный представитель президента в Приволжском округе Сергей Кириенко предлагает еще провести инвентаризацию субъектов, посмотреть, что у них там есть. Но для этого нужен указ президента.
-- Президент подписал закон о противодействии отмыванию незаконных доходов и дал поручение Минфину подготовить концепцию создания уполномоченного органа, в который будет стекаться вся информация о подозрительных сделках. Каким он будет?
-- Мы разработали такой документ. Представим его сначала на рассмотрение премьера, а потом президента. Я не хочу сейчас забегать вперед, но могу сказать, что аналогом служат такие же органы в западных странах, которые, как правило, создаются при финансовых ведомствах.
-- Силовики настаивают на том, что новый орган должен находиться в их ведении.
-- Предполагается, что создаваемый уполномоченный орган никакого отношения к силовым структурам иметь не будет. Ни МВД, ни ФСНП, ни ФСБ -- никто. Более того, в законе об отмывании записано, что уполномоченный орган даже не имеет права ни по какому запросу силовиков передавать им информацию. Только в том случае, если сам этот орган нащупал подозрительную сделку, информация передается в правоохранительные органы для дальнейшего исследования.
-- Ваше видение близко президенту?
-- Да. И президенту близко, и депутатам. Именно они провели некий водораздел в законе между анализом информации, которым будет заниматься уполномоченный орган, и силовыми структурами.
-- Идея реформы кабинета, анонсированная весной, совсем увяла. Но в принципе как вы думаете, следует пойти по пути усиления министров и упразднить институт вице-премьеров или все-таки сохранить его?
-- Принятие таких решений -- это полномочия президента и председателя правительства. Но лично я придерживаюсь концепции постепенного усиления роли министров, что может быть связано с сокращением числа вице-премьеров или привести к этому несколько позже, на другой стадии реформирования. Уже сейчас я вижу, что премьер-министр предпринимает усилия, чтобы в тех нормативных документах, которые выпускает правительство, роль министров повышалась. Считаю, что у руководства правительства сложилось единое видение этой проблемы.
-- Злые языки говорят, что вы тормозите компьютеризацию казначейства. Мол, оно станет прозрачным, а вам этого не хочется.
-- Компьютеризация казначейства происходит ровно в тех темпах, как выделяются под это деньги. Все средства для этих целей осваиваются. Отмечу, что сегодня нет проблемы прозрачности расходов и доходов. Нынешняя бюджетная классификация строго распределяет каждую копейку, которая поступает в бюджет, каждая копейка имеет свое место. Это отражается во всех отчетах. Так что прозрачность достигнута достаточная. Важно, чтобы это делалось не вручную и система казначейства была максимально компьютеризирована. Есть и проблемы: для того чтобы компьютеризировать казначейство, требуются специально защищенные системы. Зачастую такая техника в нашей стране отсутствует. Мощностей ФАПСИ не достаточно.
-- Вы могли бы обратиться к независимым поставщикам?
-- Да, мы будем использовать их возможности на тендерной основе.
Вера КУЗНЕЦОВА