|
|
N°133, 26 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Би-2: виртуальная прогулка по биеннале в Венеции
То, что происходит в рамках столичного Форума художественных инициатив в новом некоммерческом выставочном пространстве «Фабрика», уместнее всего назвать afterparty. После интересной поездки в Венецию, где праздник жизни и работа на биеннале друг от друга неотделимы, российская делегация художников, галеристов, артменеджеров и арткритиков устроила себе и друзьям приятный вечер воспоминаний о проведенном на водах лагуны времени.
Что достойно особенного уважения -- деньги на этот праздник ни у кого не просили -- дирекция «Фабрики» при поддержке частных, причастных к артпроцессу людей, все организовала сама. На вернисаже были любимые в Венеции коктейли «Беллини» и «Шприц» со льдом. Была и импровизированная фотовыставка, где многие гости узнавали себя на цветных карточках. Было и оригинально проецирующееся на стильные заводские стены видео. Проекций четыре. В одном случае картинка сползает на пол, в другом -- впечатывается в потолок, в третьем -- режется углом стены, в четвертом -- рассекается какой-то трубой. На этих картинках мелькают те же лица, что и на фотографиях, а также впрыскиваются малыми дозами виды Венеции, экспозиция главной площадки и павильонов Венецианской биеннале. Никакого ритма, никакой логики монтажа и никакого смысла в этой видеолапше нет. Звуковой ряд -- слипшиеся в один устрашающий гул комментарии кураторов, художников, посетителей. Ничего понять невозможно. Может, и не надо. Как объяснил мне автор всей видеоинсталляции художник Сергей Мироненко, главное -- передать шизоидную атмосферу большого форума современного искусства, эмоциональный, визуальный, звуковой беспредел.
Превратить рассказ о крупнейшем и ответственнейшем в мире артфестивале в подобие эмтивишного ролика -- жест, конечно, радикальный. Но своя правда есть -- на afterparty куда уместнее дискотека, чем лекция или коллоквиум. А самое главное -- видеопрограмма еще раз обратила внимание на возможности небанального использования нового выставочного центра, расположенного в здании действующей Фабрики технических бумаг. Так что -- гуляем!
В качестве комментария и «фабричных» «Видеопрогулок по Венеции», и своего репортажа об открытии главной площадки биеннале в древнем Арсенале предлагаю обзор пяти лучших проектов биеннале помимо главного.
Лауреат премии «Золотой лев» национальный павильон Франции. Проект Аннет Мессаже «Казино».
Многочастная инсталляция известной французской художницы Аннет Мессаже посвящена любимому в Италии театру кукол. Рассказ о приключениях деревянного человечка Пиноккио превращен Мессаже в сомнамбулический экзистенциальный вояж. Старинные механизмы создания сценической иллюзии (имитирующие океанические волны каскады светящейся ткани, передвигающиеся с помощью проволочного механизма фигуры, спускающиеся на тросах маски, прыгающая с куклами, кубиками и цветным тряпьем сетка) участвуют в высокой драме людских страстей. Глядишь, затаившись, и веришь искренне.
Национальный павильон Австралии. Выставка Рикки Сволоу «Это время -- год другой».
Феноменальные по технике исполнения деревянные скульптуры молодого австралийского художника «Ласточкина» (именно эту птицу обозначает английское слово swallow) не ремеслом единым покоряют нас. Все вырезанные из дорогих пород дерева объекты, среди которых и голландский натюрморт с рыбами и коркой лимона, и пупырчатый кактус, и перчатки, и череп в складках пуфика, и скелет, -- трофеи археологии формотворчества как такового. Справедливо заметила искусствовед Дженнифер Хиджи, это новые фигуры Vanitas (бренности бытия). Они свидетельствуют о том, что нет ничего вечного, кроме самих образов преходящего. Очень рафинированная по способности быть отзывчивой и чуткой к истории всего мирового искусства работа.
Национальный павильон Аргентины. Перформанс «Вознесение» в оратории Сан-Филиппо Нери Алла Фава.
Авторы: Жорж Маччи и Эдгардо Рудницкий.
Местом проведения перформанса выбран восемнадцативековый ораторий Св. Филиппо Нери -- в нем обычно звучит католическая музыка. Плафон оратория украшен фреской художников эпохи Тьеполо Томазо Буйони и Антона Занетти. Сюжет -- «Вознесение Марии». Прямо под плафоном художник Жорж Маччи установил растянутый на пружинах синий батут для гимнастических упражнений. Форма батута по размерам и контуру точно повторяет фреску. Как только ораторий заполнялся зрителями, окружавшими батут, появлялся музыкант (Алежандро Киевский) с почтенной родственницей виолончели -- старинным инструментом виола да гамба. Он начинал играть музыку Рудницкого, по сравнению с которой даже опусы Филипа Гласса кажутся чересчур многословными. Звуки цедятся скупо-скупо. Сначала катятся редкими горошинами, потом аукаются смычковыми вздохами. Уже во время исполнения музыки выходил гимнаст в полосатом спортивном костюме и кедах. Взбирался на батут и начинал просто подпрыгивать на нем. Подошвы хлопали о резиновый тент. Скрипели массивные пружины. Ритм и звуки прыжков входили в унисон со звуками виолы да гамба. Глаза и уши соединяли иллюзорное изображение чудесного Вознесения Богоматери с миром, где действуют реальные силы гравитации. Приземление подпрыгнувшего к «Вознесению» акробата на батут так же неизбежно, как возвращение звука в лоно тишины. Минимальными средствами авторам перформанса удалось сказать максимально много: о жизни, вере, отчаянии, надежде и границах искусства.
Павильон Италии. Выставка «Переживание искусства» («Испытание искусством»). Куратор Мария де Коррал.
Огромная интернациональная выставка в огромном павильоне Италии. Вторая по значимости площадка биеннале. Тема максимально широкая. По мысли Коррал, «Испытание искусством» актуально везде: от категорий телесности и идентичности до пространства идолов общества потребления. Так оно и есть. Много хороших работ классиков второй половины XX века: и Фрэнсис Бэкон, и Дженни Хольцер, и Энтони Тапиес.
Сергей ХАЧАТУРОВ