|
|
N°133, 26 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерный торг в Пекине
Кто заплатит Пхеньяну за отказ от амбиций?
Открывающийся сегодня в Пекине четвертый раунд шестисторонней встречи по урегулированию ядерной проблемы КНДР с участием представителей обоих корейских государств, США, Китая, России и Японии ожидали более года. Власти Северной Кореи откладывали возобновление диалога, ссылаясь на "враждебное отношение США". Однако теперь, похоже, даже самые ярые антиамериканисты в северокорейском руководстве осознали: их тактика "выкручивания рук" и громкие заявления о наличии "ядерного потенциала" могут привести к тому, что вместе с Вашингтоном окончательно потеряет терпение и все международное сообщество.
В четвертый раз за четыре года представители шести стран соберутся сегодня в китайской правительственной резиденции "Дяоюйтай". Как и прежде, главная интрига в том, найдут ли общий язык Пхеньян и Вашингтон. За последние месяцы обе стороны смягчили тон заявлений, что и позволило возобновить консультации. Северокорейская сторона выступила за подписание мирного договора с США и намекнула на возможность принять у себя с визитами президента Джорджа Буша и госсекретаря Кондолизу Райс. Белый Дом выразил готовность оказать энергетическую помощь в виде поставок мазута.
США настаивают, чтобы КНДР для начала раскрыла подробности своей ядерной программы, официально признала существование ее урановой составляющей и начала работы по "демонтажу" своего ядерного потенциала. Белый Дом хотел бы заставить Пхеньян подписать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В этом случае мировое сообщество будет иметь возможность проводить внезапные инспекции северокорейских ядерных объектов. Вашингтон грозит, что в случае отсутствия продвижения по ядерной проблеме до конца года он не только откажется от оказания обещанной энергетической помощи, но и примет более жесткие меры.
Китай, взявший на себя роль хозяина переговоров, традиционно является союзником Пхеньяна. В разгар ядерного скандала лишь китайцы продолжали оказывать КНДР существенную экономическую помощь. Развивались и торговые связи -- товарооборот двух соседних стран вырос с 400 млн долл. в 1999 году до 1,3 млрд долл. в 2004-м. Официально Пекин не увязывает оказание экономической поддержки с политической позицией КНДР, в том числе и по ядерной проблеме. Вместе с тем КНР не дает "зеленый свет" для инвестиций в экономику соседней страны, вокруг которой разворачивается скандал.
Показателен пример с попыткой КНДР открыть в 2002 году свободную экономическую зону (СЭЗ) Синыйджу на границе с Китаем. Пхеньян планировал построить там высокотехнологичные предприятия с привлечением китайского, гонконгского и таиландского капиталов. Но проект провалился и осенью 2004 года был закрыт. Злые языки возлагали вину за это на китайские власти. Они якобы не разрешали отечественному бизнесу присоединиться к северокорейскому проекту из опасений, что успешное развитие Синыйджу отрицательно повлияет на планы развития северо-восточных регионов КНР. В этих районах Китая идет масштабная работа по перепрофилированию производственной базы провинций Цзилинь, Ляонин (обе граничат с КНДР) и Хэйлунцзян с тяжелой промышленности на высокие технологии.
Крупный китайский бизнесмен Ян Бинь, работавший в Синыйджу, даже был обвинен Пекином в экономических преступлениях и в 2003 году получил 18-летний тюремный срок. Возможно, так китайское руководство осадило не только зарвавшегося магната, которого Северная Корея назначила главой СЭЗ в Синыйджу, но и Пхеньян.
Китайские эксперты в беседах с автором отмечали важность сотрудничества Китая и КНДР, но подчеркивали, что оно должно быть равноправным, а к этому Пхеньян пока не готов. Пекин более не желает оставаться единственным донором КНДР и предпринимает попытки перераспределить финансово-экономическую заботу о соседе между странами -- участницами шестистороннего процесса урегулирования.
Удастся ли убедить Северную Корею в том, что за отказ от ядерных амбиций она получит достаточную экономическую компенсацию? Нынешняя встреча в Пекине, к сожалению, вряд ли даст ответ на этот вопрос. В российском МИДе, комментируя по просьбе "Времени новостей" ситуацию на переговорах, воздержались от прогнозов, отметив, что "говорить об оптимизме в этом случае достаточно сложно". Хотя Москва надеется, что на этот раз конкретные договоренности смогут быть зафиксированы на бумаге. В течение трех предыдущих раундов заставить представителей Пхеньяна поставить подпись под какими бы то ни было обязательствами не удавалось.
Владимир ПАВЛОВ