|
|
N°145, 14 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хуже татарина
Кучма критикует деятельность «Славнефти» на Украине
Российские нефтяные компании «Татнефть» и «Славнефть» повздорили из-за контроля над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом на Украине, принадлежащим ЗАО «Укртатнафта». Результатом конфликта стало увольнение председателя правления ЗАО Владимира Матыцина, который бессменно руководил заводом с 1986 года.
Матыцин был отстранен от руководства заводом в минувшую пятницу по решению наблюдательного совета «Укртатнафты», возглавляемого первым вице-премьером Татарии Равилем Муратовым.
Вчера первый вице-премьер Украины Олег Дубина специально отправился в Кременчуг, чтобы представить на заводе новое руководство -- председателя правления Юрия Бойко и его первого заместителя Владимира Федотова, сменившего Владимира Демехина.
Смену руководства официально санкционировал президент Украины Леонид Кучма, который в выходные встретился в Крыму с президентом Татарии Минтимером Шаймиевым.
Именно Татария стала инициатором увольнений. По словам Равиля Муратова, «руководители довели «Укртатнафту» до кризиса, а также вымывали ее активы в различные структуры-»прилипалы», в создании которых сами участвовали. Они даже пытались вывести из-под контроля компании целую установку».
Эту установку г-н Матыцин собирался передать в уставный капитал нового совместного предприятия «Укртатнафты» и «Славнефти». Договоренность об этом была достигнута во время майского визита в Киев президента «Славнефти» Михаила Гуцериева. Госкомпания пообещала поставлять на завод 3 млн т нефти в год. «Наш завод способен перерабатывать 18,6 млн т нефти в год, а в 2000 году переработали лишь 2,3 млн т, так что резервов для сотрудничества предостаточно», -- объяснял тогда газете «Время новостей» смысл соглашения со «Славнефтью» г-н Матыцин.
Однако совместное предприятие так и не было создано. «Татнефть», как собака на сене: и сама нефть не поставляет, и другим не дает», -- пожаловался в июле на коллег-нефтяников г-н Гуцериев. Тогда же он пообещал договориться о проекте непосредственно с Шаймиевым. Похоже, что Татария не только не поддалась на уговоры, но и уволила союзников Гуцериева, которые накануне отставки занялись публичной критикой позиции «Татнефти».
Несмотря на то что еще в пятницу трудовой коллектив «Укртатнафты» направил письмо Леониду Кучме с протестом против отстранения Матыцина, а сам опальный руководитель считает решение наблюдательного совета незаконным, Равиль Муратов уверен, что ближайшее собрание акционеров «Укртатнафты» утвердит смену власти на заводе.
По данным Интерфакса, госкомимуществу Татарии принадлежит 28,778% акций «Укртатнафты», фонду госимущества Украины -- 43,054%, «Татнефти» -- 8,613%, Seagroup International -- 9,96%, АКБ «МТ-Банк» -- 1,154% и «Ам Руз Трейдинг АГ» -- 8,336%.
Учитывая достигнутые договоренности между Кучмой и Шаймиевым, надо полагать, что большинство акционеров поддержит отставку Матыцина. Возможно, что в обмен Шаймиев пообещал увеличить поставки татарской нефти на завод, которые были сокращены до минимальных из-за хронических неплатежей «Укртатнафты» и отказа украинского правительства погасить долг госпакетом акций компании. Этим пакетом, как заявил на прошлой неделе уволенный Матыцин, интересуются также ЮКОС и ТНК.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Елена ТАРАН, Казань