Время новостей
     N°131, 22 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2005
Плыви, юань
Китай начал валютную реформу
Китай избежал масштабной торговой войны с Америкой, которую Вашингтон планировал объявить в следующую среду. Вчера Пекин объявил о введении более гибкого подхода к формированию курса юаня, что эксперты расценивают как первый шаг в направлении «плавающего» курса. Соединенные Штаты, напомним, давно и твердо настаивали на том, чтобы Пекин провел ревальвацию своей валюты, «отвязав» курс юаня от курса доллара. 27 июля истекает срок, который сенат США дал администрации Буша на переговоры с Китаем. В случае их неудачи Белый Дом должен был бы ввести временный тариф в 27,5% на импорт широкого спектра товаров из Поднебесной.

Вчера национальное телевидение Китая сообщило о решении Национального банка установить новое соотношение между юанем и долларом на уровне 8,11 юаней за доллар -- на 2,1% меньше прежней фиксированной ставки. Теперь ежедневно в конце рабочего дня курс юаня будет объявляться китайским ЦБ. В заявлении говорится, что курсообразование отныне станет более гибким, а изменения в этот процесс будут вноситься только «в случае необходимости в зависимости от событий на рынке, финансовой и экономической ситуации».

Американские власти хором приветствовали решение Пекина. Глава Федеральной резервной системы Алан Гринспэн считает, что оно «безусловно является хорошим стартом и первым шагом в верном направлении». «Я приветствую это решение установить более гибкий курсовой режим для юаня. Реформирование валютного режима очень важно для Китая и международной финансовой системы», -- откликнулся министр финансов Джон Сноу. Наконец, официальный представитель Белого Дома Скотт Макклеллан назвал решение Китая «воодушевляющим». Со специальным заявлением выступил и генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Дональд Джонстон: «Я очень рад, что Китай приступил к реформе валютной системы, заменив фиксированную привязку к доллару на управляемое курсообразование на основе корзины валют. ОЭСР аплодирует этой мере, расценивая ее как важный шаг вперед, дающий китайской экономике необходимую гибкость для поддержки роста».

До вчерашнего дня курс валюты КНР в течение десятилетия был жестко зафиксирован на уровне 8,28 юаня к доллару, а допустимый диапазон отклонений составлял 0,03%. Такое положение дел категорически не устраивало американцев. Не первый год они остро критикуют политику сдерживания курса юаня, сваливая на нее многие болезни своей экономики. В частности, неприличные показатели дефицита торгового баланса и безработицы. Только за последние три года, по мнению представителей профсоюзов и промышленности США, валютная политика Поднебесной лишила Америку 2,8 млн рабочих мест. А в этом году стало известно, что рекордному дефициту торгового баланса в 5,7% ВВП Америка во многом обязана именно Китаю. На долю последнего приходится 162 млрд долл. от общей суммы дефицита в 600 млрд долларов.

Под давлением профсоюзов сенат США предложил законопроект «О свободной торговле с Китаем», который дал правительству 180 дней на переговоры с Китаем по ревальвации юаня и введению плавающего курса. Но торговая война не устраивает и саму Америку. Поэтому до последнего дня Белый Дом прилагал все усилия, чтобы убедить Китай в целесообразности ревальвирования. В начале июня министр торговли США Карлос Гутьеррес провел переговоры в Пекине по этому вопросу. А бывший госсекретарь Генри Киссинджер стал одним из неофициальных посланников США, пытавшихся убедить китайское руководство пойти хотя бы на частичные уступки. Министр финансов Джон Сноу, напротив, предпочитал в последние недели не выходить за рамки своего традиционно критического настроения по отношению к экономической политике Китая. Он не уставал повторять, что привязка китайской валюты к доллару -- серьезная угроза мировой экономике, и польза от ревальвации перевешивает любые риски, связанные с этим шагом. Евросоюз, связанный с Китаем тяжелыми узами переговоров по торговле текстилем, не остался в стороне и также успел заявить о своей сильной обеспокоенности сложившейся ситуацией.

Несомненно, воодушевление американских и международных чиновников направлено на то, чтобы подтолкнуть Пекин к дальнейшим шагам. Но рынки строят осторожные прогнозы. «Это был лишь первый шаг в серии ревальваций, которые мы можем ожидать в ближайшие годы, они будут постепенными, -- отмечает Пареш Ападхьяя, управляющий портфелем в бостонском Putnam Investments. -- Удар по рынкам был довольно драматичным». Сразу после сообщения китайского ЦБ многие азиатские валюты выросли в среднем на 2% к доллару, в том числе японская иена и сингапурский доллар.

Денис УВАРОВ