Время новостей
     N°131, 22 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2005
Послали друг друга в ВТО
Европа и Америка спорят о субсидиях для авиастроителей
Крупнейший в истории коммерческий спор между США и Евросоюзом вернулся на рассмотрение Всемирной торговой организации (ВТО). В среду в женевской штаб-квартире ВТО принято решение поручить команде экспертов организации дело, в рамках которого США и ЕС взаимно обвиняют друг друга в незаконных субсидиях национальным авиастроительным корпорациям. В прошлом году ВТО уже рассматривала этот конфликт, а затем дала сторонам еще одну возможность договориться полюбовно.

Международное разбирательство тянется с осени прошлого года. США считают, что власти стран -- учредителей европейского концерна Airbus (Франция, Англия, Германия и Испания) предоставили как минимум 15 млрд долл. "незаконной стартовой помощи" своему совместному детищу со времени основания его в 70-х годах прошлого века. Кроме того, американцы утверждают, что европейцы в нескольких случаях нарушили заключенное в 1992 году соглашение между США и ЕС о взаимном прекращении субсидирования национальной авиаиндустрии.

Комиссия ЕС в ответ представила в ВТО данные о том, что с 1992 года Boeing получил около 23 млрд долл. в виде помощи различных правительственных ведомств США в научных исследованиях и конструкторских работах. ЕС считает это формой незаконного субсидирования. Кроме того, Евросоюз оспаривает отсрочку по налоговым выплатам на сумму 3 млрд долл., предоставленную правительством США компании Boeing в связи с разработкой перспективной модели пассажирского самолета Boeing-787.

ВТО уже дважды откладывала рассмотрение исков, давая сторонам возможность урегулировать свои противоречия самостоятельно. Но оба раза позиции сторон остались несовместимыми. Первый раз европейцы и американцы вернулись к двусторонним переговорам в январе этого года. Евросоюз и США даже составили рабочий график, предполагавший, что конфликт вокруг государственной финансовой поддержки Airbus и Boeing будет погашен к 11 апреля. Но добиться согласия к назначенной дате не удалось.

Обе компании разрабатывают перспективные модели пассажирского лайнера, рассчитывая с помощью этих машин одержать верх на следующем витке конкурентной борьбы, в первом-втором десятилетии текущего века. Причем в машины заложены разные концепции организации авиатранспортного бизнеса. Относительно небольшой по размерам и очень экономичный B-787, проектируемый Boeing, предполагает организацию прямых беспосадочных рейсов между значительным числом городов среднего масштаба. Сверхгрузоподъемный А380, над которым работает Airbus, будет наиболее эффективен при организации массовых перевозок пассажиров по наиболее загруженным воздушным трассам. Одновременно Airbus начал работу над проектом A350, который предусматривает создание лайнера, близкого по характеристикам к B-787. Технологическая и юридическая борьба до предела испортила трансатлантические отношения коллег-авиастроителей.

Тем не менее ВТО предоставила спорщикам новую трехмесячную отсрочку. Причем председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу лично выражал тогда надежду, что два крупнейших экономических центра планеты на этот раз сумеют найти компромисс. Надежды Баррозу оказались полностью безосновательными. В рамках экспертной комиссии ВТО рассмотрение конфликта продлится еще как минимум несколько месяцев.

Михаил КУКУШКИН