|
|
N°131, 22 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД повысили тарифы
Возить грузы к портам станет дороже
Новому руководству «Российских железных дорог» во главе с Владимиром Якуниным удалось убедить правительство в необходимости повысить тарифы, не дожидаясь следующего года. Вчера Федеральная служба по тарифам официально сообщила, что приняла решение о дополнительной индексации стоимости грузовых железнодорожных перевозок в среднем на 4%. При этом повышение не затронет перевозку экспортно-импортных грузов через погранпереходы. Зато возить грузы в порты и по России станет дороже на 5,4%. Эксперты считают, что доиндексация позволит РЖД компенсировать доходы, которые компания недополучает от переориентации грузопотока в сторону речного транспорта (в сторону портов грузы идут исключительно по железной дороге). Новые расценки начнут действовать с 1 августа, однако вчера в ФСТ не исключили, что «это может произойти позже из-за длительного процесса регистрации постановления в Минюсте».
Согласно сообщению ФСТ, решение повысить железнодорожные тарифы было принято вследствие сокращения темпов прироста объема промпроизводства (в результате в этом году рост грузооборота составит 2,7% вместо запланированных 4,9%) и перераспределения грузопотоков в пользу портов. Из-за этого доходы РЖД по итогам года могли снизиться по сравнению с запланированными показателями не менее чем на 17,4 млрд рублей.
Железнодорожники уже давно выражают недовольство тарифной политикой, при которой портовики пользовались преференциями, а РЖД теряли доход. До 1 января этого года тарифы на перевозку грузов на экспорт через порты были почти в два раза меньше, чем при транспортировке их через погранпереходы. В РЖД говорят, что по итогам прошлого года компания недополучила около 5 млрд руб. доходов. К тому же железнодорожники жаловались, что порты не инвестируют в свое развитие и в итоге не справляются с возросшим грузопотоком, что приводит к простою вагонов. Потери РЖД от этого в минувшем ноябре составили 10 млн долларов.
В начале года президенту РЖД Геннадию Фадееву удалось добиться повышения «портовых» железнодорожных тарифов на 12,5%, но это не изменило структуру грузопотоков. Основные надежды на решение тарифного вопроса затем связывали с новым главой РЖД Владимиром Якуниным, который сразу же заявил, что если тарифы не будут повышены, компания не выполнит годовой план, утвержденный советом директоров, т.е. государством. Он же сумел убедить правительство в том, что повышение тарифов не повлияет на инфляцию. Как говорится во вчерашнем сообщении ФСТ, в результате индекс изменения тарифов в среднем по году составит 10,3%, что ниже прогнозируемого Минэкономразвития индекса потребительских цен (12,7%).
Как полагают эксперты, правительству пора переходить к экономически обоснованной политике регулирования тарифов естественных монополий. Гендиректор компании «Развитие бизнес-систем» (консультирует РЖД) Игорь Пикан заявил «Времени новостей»: «Ситуация, при которой тариф, во многом определяющий программу развития и норму прибыли монополии, зависит исключительно от политических факторов или тактических побед менеджмента в переговорах с правительственными органами, ничего полезного не приносит ни экономике страны, ни самим естественным монополиям. Если нет стратегии у правительства, не будет ее и у регулируемых субъектов экономики». Впрочем, помимо РЖД ни одной естественной монополии государство тарифы не увеличило, несмотря на относительно резкий рост инфляции в стране.
Яна ГОДОВАНАЯ