|
|
N°131, 22 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто на старенького?
Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда может привести к новой реформе единого социального налога
Налоговая реформа, похоже, поворачивается к «хорошо забытому старому». К началу осени, вполне возможно, встанет вопрос о продолжении реформирования единого социального налога (ЕСН). Причем речь может пойти о радикальном варианте.
Последние полгода, пока правительство, бизнес и депутаты были заняты разгребанием завалов налогового администрирования, вновь дала знать о себе «застарелая болячка» -- единый социальный налог. Собираемость его после проведенного с 1 января 2005 года снижения ставки упала, а ожидаемого всплеска «обеления» зарплат зафиксировано не было. На фоне растущего дефицита Пенсионного фонда (ПФР) и твердо высказанного нежелания правительства впредь покрывать его из средств стабилизационного фонда все больше очков набирает идея снижения ЕСН с одновременной ликвидацией его регрессивной шкалы. Пока однозначного понимания, что делать с этим налогом и с дефицитом Пенсионного фонда, нет ни у правительства, ни у депутатов, ни у администрации президента.
Весь прошлый год, когда шла дискуссия о целесообразности снижения ЕСН, в качестве контраргументов неоднократно озвучивались цифры реального положения дел в пенсионном бюджете. Ни для кого не было секретом, что с начала пенсионной реформы работодатели задолжали фонду по базовой части пенсии (которая формируется за счет ЕСН) почти 100 млрд руб., и эта задолженность продолжает расти. Тем не менее власть решила рискнуть, смело отстаивая тезис, что «обеление» зарплат приведет к росту отчислений в Пенсионный фонд, а заодно и в фонды социального и медицинского страхования. В итоге с 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26%. Однако за первое полугодие выяснилось, что дефицит бюджета Пенсионного фонда продолжает стремительно увеличиваться. Руководство Пенсионного фонда тут же поспешило связать этот дефицит с реформой ЕСН.
Как не раз заявлял глава ПФР Геннадий Батанов, при действующей системе дефицит бюджета фонда к 2015 году может составить примерно 1 трлн руб. По подсчетам независимых аудиторов, дефицит Пенсионного фонда в ближайшие три года вырастет втрое. При таких тенденциях Пенсионный фонд рискует превратиться в структуру распределения государственных средств, а пенсия станет всего лишь государственным пособием.
Возможных выходов из этой ситуации три. Можно пытаться покрывать дефицит из стабфонда или федерального бюджета. Можно повысить пенсионный возраст или сократить круг граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии. Наконец, есть вариант ввести плоскую шкалу ЕСН, что активно лоббирует руководство Пенсионного фонда. «Нигде в мире нет регрессивной шкалы, одни мы бережем наших работодателей», -- говорит г-н Батанов.
Изначально, впрочем, идея отмены регрессивного налога принадлежала фискальному ведомству, которое боролось с регрессивной шкалой еще в бытность министерством, доказывая, что регресс выгоден лишь крупнейшим предприятиям топливно-энергетического комплекса. Как говорил полтора года назад один из высокопоставленных чиновников налогового ведомства, регрессивной шкалой пользуется лишь 3% предприятий.
К тому же ЕСН -- самый тяжелый и дорогой налог и для фискалов по своему администрированию, и для предприятий, где бухгалтерам для отчетности по нему приходится заполнять 11 платежек. В администрирование ЕСН входит система зачетов с Фондом социального страхования, взаимодействие с территориальными отделениями Фонда обязательного медицинского страхования, раздельный учет средств, идущих в страховую и накопительную части Пенсионного фонда. Но тогда слова о неудобном администрировании не возымели действия, так как лозунгом налоговой реформы было выведение доходов из тени.
Этот лозунг, впрочем, не снят и на сегодняшнем этапе реформы. Однако теперь все большее внимание власть уделяет оптимизации процесса сбора налогов в бюджет. В этом плане предложение о введении плоской шкалы ЕСН может оказаться "политически уместным".
С экономической точки зрения расчет на увеличение собираемости налога за счет введения единой ставки цифрами пока не подтверждается и не опровергается. Можно чисто гипотетически допустить, что, как и в случае с подоходным налогом, плоская шкала собираемость повысит. Как показало время, сборы подоходного налога возросли по большей части за счет того, что работодатели стали автоматически перечислять весь 13-процентный налог с зарплат сотрудников в бюджет. Идеологически же отказ от регрессивной шкалы единого социального налога может вызвать много вопросов, ведь в стране появилось значительное количество предприятий, платящих зарплаты по «белым» ведомостям и пользующихся регрессивной шкалой. Для них возможность пользоваться регрессией как раз и стала главным аргументом для того, чтобы выйти из тени. И задний ход налоговой реформы вряд ли прибавит популярности власти в их глазах.
Чиновники пока не раскрывают карты, не говорят, что показывают подсчеты эффективности уплаты налога по той или иной ставке регрессии. Сотрудник Минфина, пожелавший остаться неназванным, пояснил, что единый социальный налог характеризуется широким спектром эффектов, и делать однозначный вывод об эффекте снижения ставок преждевременно. В бюджетном комитете Думы также воздерживаются от однозначных комментариев, однако подтверждают, что идея снижения ЕСН до 12--15% с отменой регрессивной ставки обсуждается в коридорах власти.
Ирина СКЛЯРОВА