Время новостей
     N°131, 22 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2005
Продавцы мышьяка
Правительство утвердило новую программу уничтожения химического оружия
Вчера правительство России одобрило новую, третью по счету редакцию федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия РФ». Окончательно документ будет доработан и вновь представлен в правительство к 15 августа. Но стоимостные характеристики ФЦП уже заявлены -- 171 млрд руб., из них бюджетных -- 160 млрд, остальные придут от иностранных доноров.

Программа уничтожения химического оружия (УХО) реализуется в России с 1995 года, идет она трудно, не раз претерпевал изменения и текст документа -- вторая редакция утверждена в 2001 году. Причины периодических корректировок объясняются важностью программы: она нацелена на ликвидацию целого класса оружия массового уничтожения -- химического. Его во всем мире называют «атомной бомбой для бедных», имея в виду громадную опасность отравляющих веществ (ОВ) на фоне их дешевизны. Из 24 заводов по производству отравляющих веществ 16 будут конверсированы, семь уже физически уничтожены, остался один. Утвержденный вчера документ подразумевает и создание мощностей для семи заводов по УХО, их инфраструктуры. В новой редакции прописана судьба этих заводов после ликвидации 40 тыс. тонн российских отравляющих веществ -- объекты не уничтожат, а перепрофилируют на выпуск востребованной рынком продукции. Какой именно, станет ясно ближе к 2012 году -- к этому сроку должны быть выполнены обязательства по международной Конвенции по УХО. И немаловажно, в чьей собственности будут эти заводы.

Предыдущий вариант программы был ориентирован на значительную безвозмездную иностранную помощь. И при подписании международной Конвенции по УХО в 1993 году, и при ее ратификации в 1997 году всякий раз подчеркивалось: уничтожение ОВ -- удовольствие дорогое, у России таких денег нет. И сердобольный Запад обязался оказывать содействие. В реальности оно оказалось своеобразным. Например, Соединенные Штаты обещали дать 75% всех денег на постройку промышленной зоны объекта по УХО в городе Щучье Курганской области. На начальном этапе на эти деньги был спроектирован сам объект, начато строительство промышленной зоны, но потом три года американцы не давали ни доллара. В итоге к нынешнему году сделана лишь пятая часть от задуманного, ввод в эксплуатацию объекта переносится на 2008 год. Это позволит уничтожить имеющиеся на арсенале ОВ к 2012 году. Но как быть с запасами химоружия из арсенала в Кизнере (Удмуртия), которые должны быть перевезены в Щучье?

По мнению помощника главы Минпромэнерго по вопросам оборонно-промышленного комплекса Владимира Лященко, Россия совершила ошибку, поспешив уничтожить пороховые заряды -- носители химических боеприпасов. Как только Запад об этом узнал, вздохнул свободно: ничего к нам теперь не долетит. Выделяя России деньги, иностранцы львиную их долю стали адресовать своим фирмам, которые изготавливали оборудование для российских объектов и его монтировали. Американцы же «под деньги» выдвинули более 20 условий, большей частью мало связанных с процессом уничтожения химоружия. Например, дать допуск на российские ядерные объекты. Солидные средства доноров уходят на услуги нанятых ими консалтинговых фирм, на сумасшедшие командировочные с учетом «повышенной опасности России». Поэтому объем заявленной помощи сегодня -- 1 млрд 728 млн долл., а реальных контрактов набежало всего на 10,5 млн долл. Да, есть страны, которые дают денег столько, сколько они заявили, -- Нидерланды, Швейцария. В этом случае российские специалисты закупают российское же оборудование и приборы.

Но так или иначе, иностранцам не попеняешь: дареному коню в зубы не смотрят. Да и в соответствии со ст. 16 Конвенции по УХО каждое государство расходы по проверке, хранению, уничтожению отравляющих веществ покрывает само. Выделяемая иностранная помощь не подкреплена какими-то юридическими обязательствами. Невыполнение же обязательств по конвенции повлечет санкции -- может быть резко ограничена, например, продажа на внешнем рынке российских химических продуктов, в частности удобрений -- весьма серьезной статьи в нашем экспорте. Продлить время, отведенное на уничтожение химоружия, нельзя -- Россия уже обращалась в технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге с просьбой перенести конечные сроки выполнения конвенции с 2007 на 2012 год и получила согласие, а вторичная такая процедура категорически запрещена.

Поэтому новый вариант программы предусматривает своего рода страховку: если помощь извне не поступит, эти средства будут компенсированы из бюджета. И напротив, при увеличении помощи извне нагрузка на бюджет на столько же падает. Директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев надеется, что скоро появится еще один источник денег -- от реализации мышьяка, полученного при переработке части реакционных масс, образующихся после детоксикации ядов, а также от продажи примерно 600 тыс. тонн металла носителей химических боеприпасов, корпусов снарядов и бомб, емкостей хранения ОВ. Учитывает новый документ и инфляцию, уточнены в нем сроки ввода в эксплуатацию объектов по уничтожению ОВ. Наложила свой отпечаток и необходимость повышения безопасности процесса УХО в связи с активизацией терроризма.

Новая редакция учитывает и некоторые изменения в способах уничтожения отравляющих веществ. В основе остается двухстадийная технология: сначала детоксикация извлеченных из снарядов и емкостей ОВ, затем переработка образовавшейся реакционной массы. Однако детоксикация авиационных боеприпасов с газом VX, которые хранятся на арсеналах Марадыковский (Кировская обл.) и Леонидовка (Пензенская обл.), будет проходить иначе -- реагент станут закачивать непосредственно в корпуса крупногабаритных боеприпасов. Через три месяца отравляющее вещество перестает быть таковым. В предыдущей редакции программы не было определено, где проводить утилизацию реакционных масс нервно-паралитических (фосфорорганических) ОВ. Сегодня предусмотрено их уничтожение на тех же объектах, где они хранятся.

Новая программа признана специалистами как реалистичная, дающая надежду на то, что обязательства по конвенции будут выполнены. Единственный пока работающий объект в Горном в этом году уничтожит все запасы ОВ на Саратовском арсенале. На этом объекте Россия уже выполнила обязательства по первому этапу, определенному конвенцией, -- уничтожила 1% ОВ (400 тонн) к 29 апреля 2003 года. Второй этап -- 20% (8 тыс. тонн) к 2007 году; третий -- 45% (18 тыс. тонн) к 2009 году, четвертый -- 100% (40 тыс. тонн) к 2012 году. Как рассказал «Времени новостей» руководитель Центра конвенционных проблем и программ разоружения генерал-полковник Виктор Холстов, к концу этого года будет запущен объект по уничтожению химоружия в Камбарке (Удмуртия), в первом квартале следующего -- первая очередь завода в Марадыковском (Кировская обл.), в 2008 году -- в Щучьем (Курганская обл.). В Почепе Брянской области и в Леонидовке Пензенской заводы заработают в 2008 году, сегодня на них уже есть полная документация, а строительство начнется в следующем году. Срок сдачи завода в Кизнере в Удмуртии -- 2009 год.

Так что Россия выходит на финишную прямую в избавлении от ядов, десятилетиями остававшихся миной замедленного действия.

Николай ПОРОСКОВ