|
|
N°130, 21 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги решают не все
Сибирские авиаторы готовы заплатить за венгерских
Акционеры российской авиакомпании "Красноярские авиалинии" ("Красэйр") предложили самую высокую цену на конкурсе по продаже венгерского национального авиаперевозчика Malev, сообщила вчера будапештская газета Magyar Hirlap. По сведениям газеты, еще до конца этой недели близкая к "Красэйр" фирма Airbridge, от имени которой была подана формальная заявка, может стать победителем конкурса. Magyar Hirlap не называет источников этой информации. Организатор конкурса -- венгерское агентство по приватизации и управлению государственным имуществом (APV) -- объявил, что не будет комментировать ситуацию вокруг Malev до завершения тендера. Это заявление APV опубликовало 5 июля, одновременно распространив официальную информацию о том, что к участию в конкурсе были допущены три заявки. От кого они поступили, в агентстве не говорят. А результаты тендера обещают подвести до конца июля (то есть не позднее последнего рабочего дня месяца -- 29 июля).
По сведениям Magyar Hirlap, реальных претендентов на победу в конкурсе только два: представляющая интересы "Красэйр" компания Airbridge и местная фирма Aviation Solutions, организованная бывшими менеджерами Malev. Третий участник конкурса, название которого венгерской прессе достоверно не известно (в печати появилось несколько версий на эту тему), якобы уже взял свою заявку обратно.
На конкурс выставлен принадлежащий государству пакет акций Malev -- 99,95% (еще 0,05% акций распределено среди мелких частных держателей). Malev располагает довольно современным флотом из 29 самолетов (в том числе два дальнемагистральных Boeing-767-200ER, 18 среднемагистральных Boeing-737 разных модификаций и девять региональных машин -- Fokker-70 и CRJ-200ER). Однако самым «дорогим» «имуществом» авиакомпании является ее долг -- 36 млрд форинтов (176 млн долл.). Уставный капитал Malev в десять раз меньше ее задолженности -- 3,5 млрд форинтов. Расположенная в Центральной Европе Malev подвергается жесткой конкуренции со стороны действующих там "дешевых авиакомпаний". Из-за этого она за все годы после ликвидации социализма так и не смогла добиться рентабельности.
По неофициальным данным Magyar Hirlap, российский претендент согласился помимо оплаты акций авиакомпании погасить половину ее долга. Aviation Solutions, по этой версии, предложила за акции примерно столько же, сколько и Airbridge, но отказалась брать на себя долги Malev. Поэтому, считает газета, весьма вероятно, что победа будет присуждена "Красэйр". Впрочем, не исключено, что конкурсная комиссия вступит в дальнейшие переговоры с обоими претендентами, добиваясь от них новых -- более выгодных -- для государства предложений. Тем более что такая возможность предусмотрена в условиях конкурса по приватизации Malev.
Руководитель пресс-службы "Красэйр" Ольга Трапезникова вчера сказала "Времени новостей", что ей ничего не известно о том, что конкурс может завершиться на этой неделе. Она ожидает результатов к 29 июля.
История с приватизацией Malev тянется так долго, что в ее немедленное завершение действительно как-то не верится. В декабре 1992 года Венгрия передала 35% акций компании в руки итальянцев: 30% досталось авиакомпании Alitalia, которая сама сейчас балансирует на грани банкротства, а еще 5% -- инвестиционной компании Simest. В декабре 1997 года эти бумаги выкупил консорциум из двух венгерских банков, а в августе 1999 года акции вернулись в ведение государственного агентства APV. В последующем APV организовало ряд безуспешных тендеров по продаже всего госпакета акций Malev. На последнем из них, завершившемся 31 марта 2005 года, участники (среди которых также фигурировали Airbridge и Aviation Solutions) предложили за акции от 150 до 200 млн форинтов (780--975 тыс. долл.), однако не изъявили желания решать проблему долгов компании. Эти условия не удовлетворили венгерских чиновников, и они объявили новый тендер со старым составом основных претендентов.
При выборе нового владельца Malev венгерские власти вынуждены учитывать не только чисто финансовые моменты, но и мнения разных сил, так или иначе причастных к функционированию компании. Например, перспективных партнеров по глобальным альянсам. В течение нескольких лет Malev добивалась членства в альянсе SkyTeam, где лидируют компании Air France (Франция) и Delta (США). Но в мае этого года она неожиданно прервала контакты со SkyTeam и вступила в переговоры о приеме в альянс Oneworld, возглавляемый British Airways (Великобритания) и American Airlines (США). Хотя и там венгерская компания членства пока не получила, правительственные чиновники консультируются с Oneworld по поводу приватизации Malev.
В самой же компании считают, что торопиться с приватизацией не стоит. Недавно назначенный новый председатель совета директоров Malev Петер Хониг весной этого года заявлял, что был бы счастлив, если бы приватизационный тендер провалился, а менеджмент авиакомпании получил бы пару лет на улучшение ее финансового состояния.
Михаил КУКУШКИН