|
|
N°144, 13 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия догоняет Америку
Допингом для Егоровой стал скандал
За день до окончания VIII чемпионата мира по легкой атлетике в канадском Эдмонтоне можно смело утверждать: для сборной России, которая выступает самостоятельной командой с 1993 года, нынешнее первенство стало самым удачным. Шесть золотых медалей, которые на данный момент в ее активе, -- это повторение результата, достигнутого на предыдущем чемпионате мира в Севилье два года назад. Но тогда наши легкоатлеты даже не помышляли о командном первенстве -- отставание от американской сборной было просто фантастическим. На сей раз российские спортсмены составили достойную конкуренцию безоговорочным лидерам последних лет. На этом чемпионате был даже момент, когда наши легкоатлеты опережали американцев как по набранным очкам, так и по количеству завоеванных наград. Но благодаря героическим усилиям трехкратной олимпийской чемпионки Мэрион Джонс и «незапланированному» успеху барьеристки Аньянетты Кирклэнд, занимавшей лишь девятую строчку в мировой табели о рангах 2001 года, команда США все же вышла вперед. Перед заключительным днем соревнований у нее 7 золотых, 5 серебряных и 5 бронзовых медалей. У нас эти показатели выглядят так: 6--7--4.
В девятый день чемпионата команды-лидеры завоевали по две награды высшего достоинства. У американцев это сделали уже упомянутая Кирклэнд и эстафетная женская команда 4х100 м. У нас -- 29-летняя дискоболка из Нижнего Новгорода Наталья Садова и ее ровесница из Чебоксар Ольга Егорова, сильнейшая на дистанции 5000 м. А накануне победу в тройном прыжке одержала еще одна россиянка -- 25-летняя Татьяна Лебедева.
А накануне победу в тройном прыжке одержала еще одна россиянка -- Татьяна Лебедева.
Кстати, у Натальи Садовой и Татьяны Лебедевой из Волгограда много общего. Не раз эти спортсменки приезжали на главные старты года лидерами сезона, но в нужный момент сильнее оказывались другие. Для Садовой «злым гением» неизменно становилась белоруска Эллина Зверева, для Лебевой -- болгарка Тереза Маринова. На сей раз традиция была нарушена. Но если Эллина попыталась сопротивляться, побыв какое-то время в роли лидера, то Тереза была сражена наповал первой же попыткой россиянки на 15 м 11 см. То ли сделанная специально к чемпионату трехцветная панковская прическа помогла, то ли присутствие рядом на трибуне личного тренера, но у Татьяны в этот день словно выросли крылья. Даже в последней попытке, уже в ранге чемпионки, не успокоилась, завершив соревнования прыжком на 15 м 25 см.
С лучшим результатом сезона в мире победила и Садова, объяснив потом свой успех довольно просто: «Я вышла в сектор и сказала себе: «Ну сколько можно быть второй?..»
Успех Ольги Егоровой, безусловно, стал главным событием на нынешнем чемпионате. По вниманию, которое оказали ему три тысячи аккредитованных здесь журналистов, сенсационные поражения непобедимых доселе Мэрион Джонс на 100-метровке и эфиопа Хайле Гебреселассие на дистанции 10 000 м, как говорится, и рядом не стояли. И виной этому стал грандиозный скандал, раздутый вокруг Егоровой, оказавшейся, по мнению его инициаторов, первой в мире легкоатлеткой, в анализе которой был обнаружен препарат ЭПО, повышающий количество гемоглобина в крови.
Пресс-конференция, специально устроенная во второй день чемпионата руководителем медицинской комиссии Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) шведом Арме Лундквистом, казалось бы, охладила страсти. «Мы не имеем юридического права дисквалифицировать Егорову и даже подозревать ее, потому что, во-первых, метод, который был использован при исследовании анализа спортсменки парижской лабораторией, не утвержден ИААФ, а во-вторых, не гарантирует стопроцентно объективного результата», -- заявил Лункдквист.
Однако любителей «жареного» это не остановило. Они продолжали нагнетать обстановку. В общий хор влились местные газеты, ежедневно испытывающие информационный голод в связи с крайне слабым выступлением канадских участников чемпионата. Апофеозом этой кампании стал огромный снимок Егоровой и ее главной соперницы, румынки Габриэлы Сабо, на первой полосе Edmonton Post, подкрепленный 100-строчной заметкой, в которой в действительности не было ничего, кроме «протухшей» к тому времени информации с позавчерашней пресс-конференции Лундквиста.
Масла в огонь подлили английская бегунья на длинные дистанции Паула Редклиф, заявившая, что после случившегося ей даже стыдно есть с Егоровой в одной столовой, и сама Сабо, отказавшаяся участвовать в одном забеге с Ольгой на дистанции 5000 м.
Однако после победы на дистанции 1500 м румынка все-таки дала себя уговорить, благородно объяснив это тем, что не имеет права огорчать своих многочисленных болельщиков. Истинные мотивы Сабо, ставшей в 1999 году первой легкоатлеткой, заработавшей миллион долларов, лежали на поверхности. Эта не та спортсменка, которая упустит возможность заработать, а тут на кону 60 тысяч долларов (40 тысяч -- за второе, а 20 -- за третье место).
Вот на таком фоне и прошел финальный забег у женщин на дистанции 5000 м, завершившийся блестящей победой Ольги Егоровой. К своему титулу зимней чемпионки мира--2001 в беге на 3000 м она добавила еще один. Что касается Сабо, то тут, как говорится, «жадность фраера сгубила». Не успев восстановиться после непростого бега на 1500 м, она финишировала лишь восьмой, сильно подмочив свою репутацию. А потом, забыв о «своих многочисленных болельщиках», ждавших объяснений, бросила еще один камень в огород Егоровой: «Для меня не существует такой чемпионки мира, как Ольга Егорова. Эту медаль надо отдать финишировавшей второй испанке Доменгуз», -- заявила она, чем вызвала улыбку у самой Доменгуз. Более дурацкой ситуации и придумать было нельзя. Тем не менее на пресс-конференции испанку попросили прокомментировать эти слова. И она отдала должное мастерству Егоровой, чье превосходство на этой дистанции было очевидным.
Павел ДОБРОВ, Эдмонтон