|
|
N°129, 20 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Назарбаеву грозит третий срок
Президентские выборы в Казахстане будут досрочными
«Еще раз повторю: победитель известен, президент Назарбаев одержит победу». Этими словами заканчивает интервью, данное вчера казахстанской газете «Литер», советник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев. А в начале он делится своей уверенностью: «Вероятнее всего, они (президентские выборы. -- Ред.) состоятся в этом году. Думаю, что в начале сентября соответствующее решение примет парламент страны и начнется трехмесячный предвыборный марафон».
Никакой сенсации в заявлении назарбаевского советника нет. Мало кто из наблюдателей в самом Казахстане и вокруг него сомневался в том, что Назарбаев пойдет на досрочные выборы и будет баллотироваться на третий срок. Но впервые об этом как о деле практически решенном говорит его советник. Причем с такой уверенностью в победе своего патрона, что невольно закрадывается сомнение: а стоит ли в таком случае вообще проводить голосование? Но в своем интервью г-н Ертысбаев деликатно напоминает, что Казахстан -- государство демократическое, а не авторитарное, и становится понятно: Астана просто вынуждена следовать демократическим процедурам.
По сведениям «Времени новостей», президентские выборы будут назначены на 4 декабря 2005 года, о чем официально объявят не позже чем 4 сентября. Это на год раньше чем положено. А ведь еще пару месяцев назад министр юстиции Казахстана Загипа Балиева клятвенно убеждала, что выборы состоятся в срок. Но не стоит придавать серьезного значения словам главного «крючкотвора» страны, ведь, как изящно заметил г-н Ертысбаев, «среди неточных наук юриспруденция занимает первое место». Он не указывает, в какой стране у этой науки столь малопочетное место, но в контексте интервью сомнений не остается: это Казахстан.
Дело в том, что определение юриспруденции советник дает, размышляя, кто больше прав -- «юристы от оппозиции, доказывающие, что президент Назарбаев не имеет права баллотироваться, дескать, два президентских срока отработал, либо известный юрист Воронов, убедительно доказывающий, что де-юре первые конкурентные президентские выборы состоялись в 1999 году и нынешняя конституция позволяет идти на выборы». И г-н Ертысбаев снисходительно замечает, «говорят же, где два юриста, там три мнения».
Советник президента, надо отдать ему должное, выкладывает почти все карты верховной власти, которые вынуждают ее идти на досрочное подтверждение своих полномочий. Ведь если выборы проводить в декабре 2006 года, то «после 10 января 2006 года президент нелегитимен». Г-н Ертысбаев почему-то определяет это как «стратегическую аргументацию оппозиции», которая весь следующий год готовилась «упорно вдалбливать тему «нелегитимности» в электоральное массовое сознание». А это приведет к «неизбежному снижению рейтинга президента». Видимо, здесь с «юристами от оппозиции» спорить невозможно, и у власти тут нет даже «второго», более «точного» мнения. Действительно, полномочия избранного 10 января 1999 года на семилетний президентский срок Нурсултана Назарбаева истекают 10 января 2006-го и следующие 11 месяцев его пребывание на высшем посту будут незаконными. «А поскольку оппозиция в 1999 году и оппозиция в 2005 году -- это две больше разницы, с этим надо считаться, -- говорит советник. -- Лучше переиграть ее в 2005 году, чем откладывать на 2006 год».
Г-н Ертысбаев умолчал еще об одном аргументе оппозиции, способном свести рейтинг президента в будущем году до критически опасного уровня. Речь идет о начинающемся в январе 2006 года в США судебном процессе по скандальному делу «казахгейт», в котором Нурсултан Назарбаев проходит фигурантом в качестве получателя взяток в десятки миллионов долларов от американских нефтяных компаний в середине 90-х годов. Однако, обсуждение «казахгейта» в окружении президента уже давно считается дурным тоном.
Гораздо эффектнее выглядят размышления относительно «опыта назарбаевской школы компромиссов», который «надо взять на вооружение Владимиру Путину». «Назарбаев шел на крайние меры только в том случае, когда все компромиссные средства и методы были исчерпаны», -- внушает казахстанский советник.
Аркадий ДУБНОВ