Время новостей
     N°130, 21 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2005
Про рыбы перестройки
Административная реформа осложнила борьбу с браконьерством
11 июля на традиционном понедельничном совещании с членами правительства Владимир Путин неожиданно заявил о необходимости резко усилить борьбу с браконьерством. И обещал лично поохотиться на браконьеров. Уже 13 июля президент обсуждал проблемы борьбы с браконьерством на специальном совещании в одном из главных икорных регионов России -- Астраханской области. Газета "Время новостей" решила выяснить, кто в России борется с браконьерством на рыбном фронте и насколько успешна эта борьба.

Главный объект рыбного браконьерства -- осетровые. Тяжелое экологическое состояние Азовского и Каспийского бассейнов, главных мест обитания осетровых, и неконтролируемый браконьерский промысел полностью подорвали их естественные запасы. Масштабы нелегального промысла, по оценкам экспертов, в 4--10 раз превышают легальный. Впервые за последние 20 лет в 1998 году квоты осетровых оказались освоены только на 80%. Тогда вылов составил 1000 тонн. Но это было только начало кризиса. К 2004 году добыча осетровых составляла немногим более 400 тонн и осуществлялась исключительно в научно-исследовательских и контрольных целях.

Эти показатели, видимо, и заставили президента усомниться в качестве работы по организации борьбы с браконьерством. Хотя в России с ним борются сразу четыре ведомства: пограничная служба ФСБ, Министерство сельского хозяйства, МВД и Министерство природных ресурсов. Однако скоординировать и объединить ведомственные усилия по борьбе с браконьерством не удается -- это признают сами чиновники.

«Порядок будет тогда, когда одно ведомство и один руководитель будет нести ответственность за эту работу», -- сказал "Времени новостей" заместитель директора департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза Анас Нурутдинов. Сейчас работой по охране осетровых занимается 11 организаций.

"Последняя административная реформа показала, что рыбоохрану «размазали» и водоемы некому охранять. Где идет перемещение властных функций из одних ведомств в другие, там разгул браконьерства. Надо концентрировать усилия, а не размазывать их», -- считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Родин. В результате несогласованных действий по административной реформе рыбоохрана вынуждена работать в отрыве от науки. «Их сейчас разделили на два ведомства. Как можно открывать район или закрывать район без рекомендации науки?» -- недоумевает г-н Родин. Особую тревогу, по его словам, вызывают неснижающиеся масштабы вовлеченности в браконьерский промысел жителей прибрежных районов. Люди вынуждены заниматься браконьерством, потому что у них просто нет другого источника дохода.

Лидеры организованных преступных группировок, зачастую сами оставаясь в тени, через своих доверенных лиц организуют из безработных рыболовецкие артели, оснащая их быстроходными плавсредствами, мощными лодочными моторами иностранного производства, топливом, современными средствами навигации, связи и лова. Для вывоза рыбной продукции используют технику высокой проходимости.

Усилия по борьбе с браконьерством не приносят желаемых результатов еще и потому, что ведутся исключительно силовыми методами, причем преимущественно на стадии промысла. Тогда как экономический базис браконьерства -- скупка, переработка и сбыт незаконно добытой продукции -- остается фактически легализованным.

«Силовые методы борьбы должны сочетаться с экономическими и законодательными», -- считает главный специалист отдела науки и развития рыбоперерабатывающих технологий Минсельхоза Марина Сытова.

К концу 2005 года будет завершена разработка концепции проекта федерального закона «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них». Основная идея закона -- создание комплексной нормативной правовой базы для сохранения естественных запасов и уникального генофонда рыб осетровых видов, их рационального использования; усиление роли государства по контролю за оборотом продукции, а также устранение экономических предпосылок браконьерства. «Закон поможет принять такие меры, которые лишат возможности недобросовестных людей заниматься браконьерством», -- уверена г-жа Сытова. В марте 2006 года законопроект будет представлен в правительство.

Следствием недостатков в организации воспроизводства и охраны осетровых видов рыб стало резкое сокращение их численности, что сказывается на общих допустимых уловах Каспийского моря. Так, на 2000 год общие допустимые уловы осетровых видов рыб Каспийского бассейна составляли 555 тонн, а на 2004-й -- 453 тонны, что на 18,4% меньше. За последние 15 лет уловы севрюги сократились в 34,6 раза, белуги -- в 35,4 раза, осетра -- в 58,4 раза.

«Браконьерство очень сильно истощило запасы осетровых, и если раньше в уловах крупные особи встречались часто, то сейчас рыба измельчала и у рыбаков считается за счастье добыть рыбу больших размеров. Назрела необходимость развития аквакультуры для пополнения численности осетровых и увеличения выпуска пищевой продукции», -- полагает Марина Сытова.

Но одними усилиями российских властей проблему рыбного браконьерства не решить. Поскольку ресурсы того же Каспийского моря используются пятью государствами -- Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Казахстаном, -- назрела необходимость активизировать процесс подготовки и подписания прикаспийскими государствами соглашения о сохранении биологических ресурсов и управлении ими.

Наталья БАРМИНА