|
|
N°130, 21 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По солнечным часам
«Золотой абрикос» претендует на место в системе международных кинофорумов
На фестивале в Ереване победил российский фильм
Главную награду фестиваля «Золотой абрикос» увезли в Петербург для передачи Александру Сокурову, автору фильма «Солнце» (сам режиссер на фестиваль приехать не смог из-за болезни глаз). Один из двух спецпризов ушел к московскому дебютанту Илье Хржановскому, снявшему фильм «4», уже дважды награжденный в Роттердаме и еще трижды на других фестивалях. Всего в международном конкурсе игровых фильмов участвовало 13 картин, среди которых были и «Шиза» Гуки Омаровой (Россия--Казахстан), и «Охотник» Серика Апрымова (Казахстан--Франция), и «Осама» Сидика Бармака (Афганистан), -- все трое, кстати, выпускники ВГИКа, -- а также получивший второй спецприз фильм «Умершие» Лисандро Алонса (Аргентина) и удостоенные диплома жюри «Райские девочки» корейского режиссера из Нидерландов Фу Пин Ху. То есть конкурс был достойный, и председатель жюри канадский режиссер армянского происхождения Атом Эгоян вполне искренне пожалел, что наград было всего четыре. Российское кино в этом конкурсе, по его словам, продемонстрировало удивительное разнообразие, и если фильм Сокурова показался ему совершенным и необыкновенно глубоким, то фильм молодого Хржановского привлек дерзостью и рискованностью.
Среди документальных картин победила финская «Три комнаты меланхолии» Пирье Хонкассало, и две картины получили спецпризы -- монтажная лента «О, человек!» Ерванда Джаникяна и Анджелы Риччи-Люччи (Италия) и «Москачка» Анетт Шютц из Германии, в которой речь идет о населенном русскими районе в Латвии. Полюбившийся в России фильм «Мирная жизнь», также участвовавший в конкурсе, в Ереване отмечен не был.
Для армянского кино было создано особое пространство «Армянской панорамы», где соревновались фильмы документальные, анимационные, игровые короткометражные, снятые как в Армении, так и за ее пределами -- в США, Франции, Великобритании.
Модернизация и глобализация
Конечно, на фестивале «Золотой абрикос» призы не главное. Этот небольшой фестиваль не претендует на категорию «А» и не собирается определять кинематографическую моду. Пока ему достаточно просто быть -- в стране, которая сравнительно недавно едва выживала без электричества, водопровода, отрезанная от окружающего мира.
Сейчас многое уже изменилось. Хотя на первый взгляд кажется, что Ереван лежит в руинах, -- на главных улицах идет активное строительство, гигантские котлованы вырыты на месте живописных старых квартальчиков, и облака строительной пыли поутру туманят воздух.
Да, пока в Ереване всего два кинотеатра; есть, правда, еще и третий, где показывают эротические фильмы. И в кино ходить люди отвыкли. Зато охотно смотрят кино по телевизору и на видео -- и это чуть ли не единственная причина, по которой в Армении молодежь еще понимает русский язык, поскольку и советские, и американские фильмы смотрят по-русски. Фестиваль, кстати, хороший повод напомнить людям, что ради кино надо ходить в кинотеатр и смотреть фильм вместе. На фильм «Статский советник», который до того без особого не то что успеха, но и просто внимания шел две недели в кинотеатрах, во время фестиваля, когда картину представлял сам Никита Михалков, публика ломилась. И потом те, кому не досталось места, спрашивали: «А где можно посмотреть этот фильм?» Михалков приехал на открытие, провел пресс-конференцию, пожаловался на недоброжелательность российских критиков и получил щедрую порцию истинной народной любви. Советское кино в Армении действительно любят, даже совсем молодые люди.
Но вот говорить молодым армянам по-русски уже трудно, они охотнее изучают английский (и французский). Ереван все больше становится интернациональным городом. Построены новые гостиницы, модернизированы старые. Туристов за пять лет стало приезжать в десять раз больше, а дальше, считают в Ереване, рост пойдет еще интенсивнее.
«Золотой абрикос» впервые прошел год назад, а в этом году, несмотря на многочисленные проблемы, он уже встал на ноги. Почетные призы «За вклад в мировое киноискусство» приехали получить Аббас Киарастами, Кшиштоф Занусси, Никита Михалков. Свое шестидесятилетие отметил во время фестиваля любимец киноманов Йос Стеллинг -- праздник прошел в замечательно ярком Музее Параджанова, очень эффектном месте: на горе, с видом на Арарат, с двориком под раскидистым абрикосом.
Вообще-то классиков авторского кино можно понять: почти сказочная страна со столь древней историей, драматичным настоящим и перспективным будущим, естественно, интересует любого художника, -- хотя бы раз в Армении должен побывать каждый.
Главный природный ресурс Армении -- ее диаспора
Эту шутку любят повторять в Ереване. Действительно, без знаменитых армян никакой фестиваль невозможно было бы устроить. Имя Кирка Керкеряна на фестивале не звучало -- разве что однажды, на представлении новой студии «Армения ТВ», оборудование которой куплено этим американским миллиардером, владельцем 70% акций MGM. Так что теперь, как сказал кинорежиссер Эдгар Багдасарян, фильмом которого «Мариам» открылся фестиваль в этом году, именно в Ереване -- самое лучшее оборудование на всем пространстве Закавказья. Кстати, единственную более-менее приличную камеру «Арменфильму» подарил другой знаменитый соотечественник -- Шарль Азнавур. Впрочем, «Золотому абрикосу» благотворители пока не помогают, бюджет у фестиваля настолько мал, порядка 300 тыс. долл., что Никита Михалков в это даже не поверил.
Но, конечно, дело не только в деньгах, хотя для бюджета самой Армении деньги благотворительных фондов и инвестиции со стороны этнических армян являются весьма существенными. Не менее важны люди -- их личный вклад и личный пример. Один из весьма чтимых сегодня режиссеров Атом Эгоян возглавил жюри, известный французский режиссер Робер Гедикян сам представил свой фильм «Прогулки по Марсову полю», отметив таким образом в Армении День взятия Бастилии. В прошлом году фестиваль открывался фильмом Романа Балаяна, а в этом Россию в специальной программе представлял фильм дебютантки Анны Меликян. Пока кино в Армении далеко от расцвета. Две премьеры в год -- скорее мечта, чем реальность. Студия «Арменфильм» переживает глубокий кризис. Все понимают, что у государства денег на ее переоснащение и развитие нет. Хотя президент Армении встретился с почетными гостями и обещал внимание государства к кино, но понятно, что настоящая надежда только на международный рынок. Однако до сих пор нет закона о кино, а без него очень трудно обеспечить правовые отношения при копродукции. Несколько проектов, впрочем, уже существует -- с Россией в том числе.
При населении в 3 млн человек рассчитывать на внутренний рынок практически невозможно. Еще одна функция фестиваля -- приучать и зрителей, и молодых кинематографистов к общему кинопространству, демонстрировать достижения мирового кинематографа. На фестивале приехавшие знаменитости провели несколько мастер-классов для студентов творческих вузов -- их, кстати, немало, и они составляли едва ли не большую и уж точно самую симпатичную часть фестивальной публики.
Но все-таки по сравнению с прославившейся уже на весь мир армянской музыкой настоящей модой кино в Армении пока не стало.
Однако не удивлюсь, если в совсем скором времени ситуация изменится. В жизни Армении есть энергия и бодрящая жажда перемен, а фестиваль может дать импульс для молодых, которые поверят в то, что помимо старых советских фильмов и голливудских блокбастеров существует сложный, увлекательный, разнообразный мир, в котором можно с помощью кино говорить не только о прекрасном, но и обо всем, что действительно важно и интересно, фантазировать, придумывать, шокировать и удивлять.
Первой эмблемой фестиваля было условное изображение желтого абрикоса -- зрачка в глазу из кинопленки. Второй фестиваль прошел под знаком вполне натуралистического бутерброда, с цифрой «2», нарисованной абрикосовым джемом. По слухам, третий фестиваль будет украшен картинкой с трехлитровой банкой консервированного компота. Это, конечно, забавная мысль, но пожелать фестивалю хочется свежести. Настоящие армянские абрикосы -- это что-то невероятное, они сочные, сладкие, душистые, и если бы это качество удалось обрести новому армянскому кинематографу, то и фестиваль стал бы не только приятным местом для встреч киноэлиты.
Алена СОЛНЦЕВА, Ереван--Москва