Время новостей
     N°130, 21 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2005
ЗаМЫсловато
Открылся юбилейный Форум художественных инициатив
В десятый уже раз разморенную от летней жары Москву оживляет придуманный Георгием Никичем Форум художественных инициатив в «Новом Манеже». Каким-то чудесным образом г-ну Никичу удалось сделать своим постоянным партнером правительство Москвы и проводить фестиваль за мизерные совсем деньги (в этом году бюджет составил -- смешно сказать -- четыре тысячи долларов). В середине июля форум собирает всех-всех-всех, не загорающих на пляжах и не плавающих на байдарках по быстроходным рекам галеристов, художников и критиков.

Отсутствие конкуренции на информационном пространстве, благоволение столичного начальства и низкий бюджет негативным последствием имели общую композиционную и смысловую рыхлость затеваемых в Манеже мероприятий. Чаще всего форум оказывался просто еще одной выставкой современного российского искусства. С невнятной темой, плохо выстроенным пространством, неровным качеством отобранных работ.

В юбилейный год форум порадовал. Не радикальными инновациями. Их никто не ждал. Другим: максимальным использованием возможностей собственного формата. По определению летний форум -- нечто межеумочное: то ли капустник резвящихся и идущих в оттяг художников, то ли экспериментальная площадка, то ли концептуальный аналог передачи «Алло, мы ищем таланты...» (по традиции добрую часть участников составляют дебютанты из российской провинции). Требуется баланс между жанрами развлечения, учения и приключения. Заявленная в нынешнем году тема «Мы/We» баланс отыскать помогла.

Несмотря на кажущуюся размытость и неопределенность формулировки, тема художников по-настоящему заинтересовала. Наверное, прежде всего потому, что позволила вести разговор от первого лица искренне. Концептуальный лейтмотив -- самоидентификация в социальном пространственно-временном континууме. Работ немало (около пятидесяти), но все они внятно артикулированы. Визуальной помойки не случается. Понравилось многое. Например, «Музей объявлений» автора большого словаря русской нецензурной лексики Алексея Плуцера-Сарно. Это качающийся на подвесных планшетах архив рукописных настенных объявлений тех, кто по давней российской традиции живет в наивном, фольклорном, дремучем мире, в котором «Мы» -- это и Гоголь, и Хармс, и Замятин, и Зощенко. Вот один из голосов этого мира: «30 октября от школы 100 мужчина унес старичка Пинчера. Черный, маленький, нуждается в лечении. Верните». Или «Меняю ваучер на а) электрический рубанок б) пальто женское зимнее из иск. Меха 48--50 р в) бензопилу Дружба». Подсознание «мы» странное, инфернальное. Автоматическое письмо наше переводу неподвластно. Написано же: «Здесь троллейбусы не ходят. №17 идет до следующей остановки». Неужели неясно?

Другой замечательный проект на тему коллективной психологии -- «Переносная мини-таможня» художников екатеринбургской группы «Куда бегут собаки». Это такая шкатулочка с секретом, по признанию самих авторов, сделанная наподобие механических кукол-автоматов прошлого. Откроешь крышечку -- перед тобой крохотный интерьер вагончика в поезде. Перегородочки-купе. Сидят пассажиры. Вдруг по коридору начинают двигаться два кукольных солдатика-пограничника. Их тянет вперед проволочка. Перед каждым купе солдатики поворачиваются к пассажирам, и те как по команде поднимают свои паспортишки размером с копеечную монетку. Когда солдатики минуют последнее купе, крышка ящика со стуком захлопывается. Отличная терапия для тех, кто с трудом переносит специфический ритуал общения с властью и государством. Как написано в инструкции, «поскольку чувства, пробуждаемые объектом, даны в микродозах, его (объект) можно использовать ежедневно в качестве постепенного привыкания к яду, со временем повышая ежедневную дозу созерцания».

Терапевтическое действие оказывает и объект «Достояние республики», выполненный лидером прошлогоднего форума Дмитрием Цветковым совместно с главным редактором радио «Культура» Анатолием Голубовским. Это замаскированный под шапку Мономаха блиндаж, из которого торчит расшитый бисером пулемет. Бисером и стразами нагружены также ползущие по шапке проволочные солдатики. В шапочной утробе слышны звуки доблестного сражения. Лучшей метафоры популярной в МЫшеловке МЫсли идеологии Великой Империи придумать трудно.

Очень хорош интерактивный проект Евгения Стрелкова и Игоря Сорокина (Саратов) «Рыба! Волжское застолье». Всем предлагается сыграть в домино, на костяшках которого любительские снимки как прошлого, так и позапрошлого века. Цепочка костяшек создает комбинации причудливые весьма: Чкалов, выпивающий стопку с земляками, может оказаться за одним столом с саратовскими немцами-колонистами. К застольной игре на вернисаже подавались всамделишные вобла и волжский самогон.

Лучшим проектом форума считаю работу великолепного графика Кирилла Челушкина «Азиатский проект». Художник выступил в непривычной для себя роли -- сделал скульптурный объект из тысячи пенопластовых фигурок, изысканных и элегантных, как все, что делает Челушкин. Проект -- отличная кода фестивальной темы. Мы -- это многоуровневое, многоярусное, многоэтажное сообщество. Мы -- Великая китайская стена, где архитектоника пространства -- следовательно, ответственность за композицию целого -- лежит не на отдельной личности, а на коллективе. Мы -- это и одиночество в толпе (фигурки поставлены так, что ни одна из них не дотрагивается до другой). Мы -- это и каждый, узнающий себя в (через) других, а стало быть, все-таки -- требующие уважения и сострадания Первые Лица, достойные хотя бы того, чтобы нашими причудливыми и экстравагантными фигурками украсили иллюминированную Историю Человечества, от готических времен до эры межгалактических вояжей.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки