|
|
N°129, 20 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Калининградский транзит опять дорожает
Литва повышает железнодорожные тарифы
Литовская железная дорога с 15 августа все-таки повышает тарифы на транзит грузов на калининградском направлении. Об этом вчера объявил, ссылаясь на извещение литовских коллег, руководитель пресс-службы Калининградской железной дороги (КЖД) Александр Першин. Введение этой меры, которую литовские железнодорожники планировали еще с начала года, удавалось неоднократно откладывать благодаря личным контактам министров транспорта России и Литвы. Однако теперь 15-процентное повышение тарифов, которое, по мнению руководства КЖД, грозит резким сокращением потока экспортных грузов, проходящих через калининградский порт, очевидно, станет реальностью.
Изменение тарифов, запланированное литовскими железнодорожниками, имеет целью не столько увеличить доходы дороги, сколько переориентировать на литовский порт Клайпеда те экспортные грузы, которые сейчас идут из «большой» России поездами в Калининград и далее морем в другие страны.
Изменение носит «сбалансированный» характер. На 15% повышается плата за провоз нефти и нефтепродуктов, скоропортящихся грузов в рефрижераторах и черных металлов. Одновременно на 10% снижаются тарифы за провоз сельскохозяйственной техники, сахара и цветных металлов. Проблема в том, что, по подсчетам специалистов КЖД, «дорожающие» товары обеспечивают около 60% общего грузопотока Калининградской железной дороги. А объем «удешевленных» грузов незначителен и не позволит компенсировать общий рост затрат на грузовые перевозки в Калининград.
О намерении проиндексировать тарифы на калининградском направлении Литовская железная дорога объявила еще в феврале этого года. Потом осуществление этой меры отложили сначала до середины апреля, потом последовательно до 15 мая, 1 июля и начала августа. Сроки каждый раз переносились при активном личном участии глав транспортных ведомств России и Литвы. Глава Минтранса России Игорь Левитин дважды -- в феврале и мае этого года -- посещал Литву для переговоров с коллегой Зигмантасом Бальчитисом. Особенно удачными переговоры оказались в мае, когда в Литву одновременно отправились два российских министра: глава МИДа Сергей Лавров и г-н Левитин. В ходе этого визита стороны подписали соглашение об организации регулярного контейнерного поезда «Меркурий» для доставки грузов из Калининграда и Клайпеды в Москву по единым тарифам. Тем не менее Литва по-прежнему недовольна тарифной политикой ОАО «Российские железные дороги», благодаря которой перевозка грузов из России до Калининграда в целом обходится дешевле, чем до Клайпеды. Повышение тарифа, предпринятое на транзитном литовском участке пути в Калининград, призвано ликвидировать это конкурентное преимущество российского порта.
По словам Александра Першина, этой весной отчетливо наметилась тенденция снижения перевозок в Калининград по основной номенклатуре грузов. После индексации литовских железнодорожных тарифов экономисты КЖД прогнозируют дальнейшее падение объемов грузопотока, проходящего через российский анклав на Балтике.
Михаил КУКУШКИН