|
|
N°144, 13 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инвестиции против погоды
Производство зерна стало выгодным делом
В нынешнем году, по нашей оценке, валовой сбор зерна в России составит 74 млн тонн. Это самый высокий показатель за последние три года, превышающий прошлогодний на 13%.
В последние 8--10 лет основным фактором, определяющим урожайность, стали погодные условия. Динамика показателей приобрела равномерный природный цикл: пики урожайности пришлись на 1994, 1997 и 2001 годы.
Влияние погоды на урожай напрямую зависит от уровня обеспеченности техникой, от соблюдения норм внесения удобрений и т.п. При интенсивном ведении хозяйства влияние погодных факторов составляет не более 20%. Экстенсивное же развитие сельхозпроизводства увеличивает влияние погоды в несколько раз.
Критической точкой в развитии зернового рынка России можно назвать 1995 год. К этому моменту резко ухудшились все показатели состояния отрасли относительно 1990 года, внесение удобрений сократилось в 5,7 раза, посевные площади -- на 14%, нагрузка на один комбайн возросла на 23%. Начиная с этого периода зерновой комплекс стал развиваться исключительно по экстенсивному пути, т.е. основным фактором, влияющим на объемы производства зерна, стала погода.
Однако в последнее время на развитие рынка все больше влияют чисто экономические факторы. Высокая ликвидность операций с зерном, сложившаяся на рынке в 1999--2000 гг., стала стимулом для увеличения производства зерна в 2001 году и привлекла дополнительные инвестиции в отрасль со стороны как крупных зерновых трейдеров, так и предприятий других отраслей.
Именно поэтому впервые за последние десять лет в России отмечен рост посевных площадей под зерновыми культурами (4% относительно показателя 2000 года).
Начался и процесс формирования региональной структуры посевов зерновых культур в зависимости от их урожайности на 1 га. Т.е. производители зерна заинтересованы в увеличении отдачи зерна с посевных площадей. Так, в текущем году посевы озимых зерновых в целом по России увеличены на 14% (1,65 млн га), в результате чего их доля в структуре площадей под зерновыми возросла на 3%. Средняя урожайность озимых зерновых в 1,5--2 раза превышает этот показатель по яровым культурам. Максимальная разница отмечается в областях Южного и Поволжского округов, именно в них произошло значительное увеличение посевов озимых культур. Лидерами по увеличению площадей стали Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. Суммарное увеличение площадей под озимыми в них составило 600 тыс. га, что даст прирост валовых сборов в размере не менее 2 млн тонн зерна.
Таким образом, на рынке четко выделяются два типа хозяйств. С одной стороны -- «старые» зерновые предприятия, развивающиеся по экстенсивному пути. Они целиком зависят от погодных условий и государственного финансирования и поддержки.
С другой стороны, увеличивается количество «продвинутых» хозяйств, финансирующихся из негосударственных источников. Они возникают в наиболее перспективных регионах с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями (Белгородская, Ростовская, Воронежская, Курская, Оренбургская, Самарская области, Ставропольский и Краснодарский края). Эти предприятия являются «дочками» либо крупных агрохолдингов и трейдерских структур, либо сырьевых и металлургических компаний. Большая часть «продвинутых» хозяйств работает при финансовой поддержке местных администраций.
Такие хозяйства составляют уже до 50% в наиболее перспективных областях. Их обеспеченность техникой, ГСМ и удобрениями существенно выше, чем у «старых» предприятий (хотя часто все же ниже нормы), а урожайность на 40--60% больше, чем в среднем по регионам. Зависимость этих хозяйств от природно-климатических условий снижается, а их доля в общем объеме зернового производства растет.
В целом зерновое производство в России сегодня находится на подъеме. Об этом свидетельствует и резкое увеличение площадей, на которых работают крупные зерновые компании, активизация промышленных предприятий других отраслей по созданию агрохолдингов, в основу которых заложено зерновое производство, значительное увеличение инвестиций в приобретение техники, закупку качественных районированных семян, современных средств защиты растений от болезней и сорняков. Сегодня есть компании, площади сельхозугодий которых превышают 300 тыс. га, а размеры инвестиций исчисляются миллиардами рублей.
Таким образом, хорошая конъюнктура зернового рынка стала стимулом для роста производства зерна. 2001 год может стать переломным.
Однако у столь радужных перспектив роста производства зерна есть теневая сторона. Зависимость его от рыночной конъюнктуры и почти полное отсутствие государственного регулирования могут привести к оттоку инвестиций и снижению интереса к рынку со стороны крупных компаний в случае ухудшения конъюнктуры. Для закрепления этих положительных тенденций крайне важна государственная поддержка и регулирование зернового рынка и зернового производства.
Государство должно участвовать в развитии рынка по ряду направлений.
Прежде всего речь идет о расширении внутреннего рынка -- например, путем стимулирования спроса на зерно со стороны животноводства. Сейчас этот спрос уже растет со стороны птицеводства. Но принятие программы увеличения производства говядины с применением системы дотирования (как это происходит во многих странах) позволило бы существенно увеличить емкость российского зернового рынка.
В условиях роста производства зерна актуальным становится вопрос проведения товарных интервенций. В нынешних условиях формирования рынка во избежание резкого падения цен на зерно товарные интервенции уже должны проводиться. Данный механизм не должен быть затратным, так как разница региональных цен позволяет проводить интервенции с прибылью для бюджета. Сегодня подобный механизм пытаются внедрять субъекты федерации путем установления высоких закупочных цен в региональные фонды. Эти цены призваны стимулировать увеличение рентабельности от производства зерна. Однако они дают временный ложный импульс росту цен, которые все равно снизятся под давлением роста предложения.
Государство должно участвовать и в развитии экспортных возможностей зерновиков. Рост производства зерна и появление профицита на рынке чреваты обвальным падением внутренних цен, снижением эффективности зернового производства и оттоком инвестиций из отрасли. Единственным выходом из этой ситуации может стать поиск внешних рынков сбыта. Учитывая, что у России нет закрепленных рынков и потенциальными потребителями являются рынки стран Ближнего и Среднего Востока и СНГ, уже сегодня необходимо начать разработку маркетинговой стратегии поставок зерна в эти страны. Россия теряет рынки, Казахстан, ставший шестым в рейтинге мировых экспортеров зерна, занимает наши ниши. Для выхода и закрепления России на мировом рынке на первоначальном этапе данного процесса необходимо субсидирование экспорта путем установления лимита, на котором следует акцентировать внимание в переговорах с ВТО.
Существенно помочь селу мог бы лизинг сельхозтехники, однако в 2001 году схема его не была проработана. Децентрализованные рыночные операторы сегодня способны обеспечить лишь 10% объема потенциального рынка. Особенно важной господдержка лизинга является для хозяйств «старого» типа. В "продвинутых" хозяйствах обеспечение техникой осуществляется за счет средств инвесторов -- администраций областей, агрохолдингов, машиностроительных предприятий и т.д. По информации, поступающей из областей, сегодня парки сельхозтехники существенно пополняются, а в период уборки российский парк комбайнов пополнился на 500 штук. То есть для них государственный лизинг оказался бы очень существенным подспорьем, но его отсутствие не является критичным.
Высокий урожай нынешнего года, к сожалению, еще не является следствием эффективного развития производства, и при неблагоприятных погодных условиях будущий год вполне может стать значительно менее урожайным. При этом в отрасли намечаются положительные тенденции, которые должны быть поддержаны государством. В этом случае Россия может в ближайшие годы не только полностью обеспечить собственные потребности в зерне, но и стать заметным игроком на мировом рынке.
Елена ТЮРИНА, директор Института аграрного маркетинга