|
|
N°128, 19 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пограничный человек
Москва впервые увидит спектакль Мэтью Боурна
Сегодня вечером на сцене Театра имени Моссовета английская компания New adventures (раньше труппа Мэтью Боурна называлась откровеннее -- Adventures in motion pictures; имя сменила после расставания с предыдущим продюсером) впервые покажет спектакль «Пьеса без слов» и затем повторит его пять раз. Чеховский фестиваль, последовательно представляющий мировых знаменитостей, работающих в драме, наконец добрался и до балета. Точнее, до тонкой грани, разделяющей ныне театр и танец, потому что Мэтью Боурн (на снимке) и есть самый пограничный человек. На вопрос, кем он себя считает, хореографом или все-таки режиссером, Боурн ответил, что сам пытается выяснить это все пятнадцать лет, что ставит спектакли.
Танцем он начал заниматься невероятно поздно -- в 22 года, учился в знаменитой школе Лабана, откуда вышли многие танцреволюционеры. До того пропадал на мюзиклах и в кино, и эти два увлечения наложили отпечаток на все его работы. Динамика, жесткий монтаж, установка «зрителя надо поразить -- а там разберемся» и отсутствие почтения к «священным легендам» балета -- вот характерные черты спектаклей Боурна.
Десять лет назад он поставил «Лебединое озеро». Все лебединые роли достались мужчинам, но вместо цирковой хохмы в духе «Трокадеро» вышла печальная и насмешливая история о придавленном властной матушкой принце, разбирающемся со своей сексуальной ориентацией. Это «Лебединое» путешествует по миру с аншлагами до сих пор -- и все эти годы по России ходят пленки с пиратскими копиями. Боурн на пресс-конференции сказал: «Я только рад, что люди имеют возможность смотреть мои вещи. А авторские права -- бог с ними». На той же пресс-конференции журналисты стали приставать к продюсеру фестиваля Валерию Шадрину с вопросами, привезут ли когда-нибудь «Лебединое»; ответ был: сложно, дорого и ну посмотрим, как пройдет нынешний спектакль.
«Пьеса без слов» сделана по драме Гарольда Пинтера «Слуга», по ней же был поставлен одноименный фильм Джозефа Лоузи. История о том, как богатый молодой человек нанял слугу, а через некоторое время усилиями слуги они поменялись ролями, сотворена на музыку, написанную Терри Девисом по мотивам джазовых мелодий 60-х годов (Боурн: «Джаз -- музыка недостаточно драматичная, и мы волновались, что она размоет нашу идею; но Терри нашел много способов использовать этот джаз»). Спектакль точно следует по пограничью: хотя участвуют в нем только танцовщики, танцевальные сцены сменяются драматическими. Правда, ни слова не произносится. На вопрос о том, собирается ли он поставить пьесу «со словами», Боурн ответил: «Мне лучше заниматься своим делом». В архиве «дела» -- «Шотландский флинг», где Сильфида путешествует с шотландцем Джеймсом по современному Глазго, и «Щелкунчик», отправленный в сиротский приют. Может быть, и их нам когда-нибудь покажут. Шадрин: «Уверен, что с этим искусством и с Мэтью нам захочется увидеться в будущем».
Анна ГОРДЕЕВА