|
|
N°128, 19 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
России нужен китайский груз
Министр транспорта едет в Пекин просить его
Россия стремится к тому, чтобы транзитом через ее территорию проходила как можно большая часть грузов, отправляемых из Китая в Америку и Западную Европу, а также в обратных направлениях. Министр транспорта России Игорь Левитин заявил об этом журналистам вчера, накануне своего визита в Китай. 21 июля г-н Левитин вместе с министром железных дорог КНР Лю Чжицзюнем будет председательствовать на девятом заседании подкомиссии по транспорту российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
Как сказал г-н Левитин, «приоритетным транспортным средством между Россией и Китаем является железная дорога». Это связано с тем, что мало развитая автодорожная сеть между дальневосточной частью России и центральными районами нашей страны физически не способна пропустить грузопоток, сопоставимый с тем, что перевозится в этом направлении по железной дороге. Между тем возможности Транссиба и БАМа, по мнению Минтранса, используются не полностью. Г-н Левитин сообщил, что будет уговаривать китайских коллег «перекинуть» на российскую железную дорогу часть контейнеров, которые сейчас по морским путям циркулируют между Китаем, с одной стороны, и Америкой и Европой -- с другой. Россия близка к завершению переговоров о создании логистических центров в Славкове (Польша) и Захони (Венгрия) -- это самые западные пункты, до которых «дотягивается» железнодорожная сеть российского широкого стандарта. Российский Минтранс надеется привлечь китайских грузоотправителей перспективой скоростной (без остановок) перевозки товаров до этих точек.
Между тем для китайцев в железнодорожной тематике наибольший интерес представляет увеличение поставок нефти из России. Игорь Левитин подчеркнул, что, несмотря на активные дебаты о строительстве нефтепровода в Китай, речь о практической реализации этого проекта пока не идет. Утвержденные планы предусматривают, что к 2008 году нефтепровод протянется до станции Сковородино (Хабаровский край). Оттуда РЖД должны обеспечить доставку до 15 млн тонн нефти в Китай. По словам г-на Левитина, этот объем может быть достигнут только при условии модернизации железнодорожного пути и привлечения дополнительного парка цистерн. В прошлом году по железной дороге из России в Китай было поставлено 6 млн тонн нефти, в этом году ожидается примерно 7 млн тонн (за первое полугодие 2005 года перевезено 3,7 млн тонн, сообщил г-н Левитин).
Кстати, вчера глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков сообщил, что РЖД уже представили в ведомство ТЭО установления исключительных тарифов (к которым будут применяться понижающие коэффициенты при увеличении объемов перевозки нефти) на китайском направлении. Сейчас это предложение обсуждается. Бывший президент РЖД Геннадий Фадеев неоднократно просил правительство разрешить РЖД самостоятельно устанавливать тарифы в конкурентных сегментах либо установить льготные ставки для поставок нефти в Китай. Однако это вызывало нарекания со стороны Минэкономразвития. Глава МЭРТ Герман Греф заявил в конце прошлого года, что установление индивидуальных скидок «ведет к непрозрачности». Впрочем, не исключено, что после смены руководства РЖД министерство изменит свою позицию.
Что касается воздушного сообщения, Минтранс России, как это ни парадоксально на первый взгляд, недоволен безраздельным господством отечественных авиакомпаний в области грузоперевозок из Китая. Китайские авиаторы имеют лицензии на чартерные полеты в России, но практически их не реализуют. Г-н Левитин заявил, что рассчитывает добиться паритета в этой сфере, привлекая китайские авиакомпании идеей развития в России узловых аэропортов, в которых они могли бы садиться по пути в США и Европу, переваливая часть груза. Первоочередным кандидатом на роль такого узла (хаба) считается Красноярск. Если эта идея встретит понимание у китайских транспортных властей, то она будет внесена в повестку дня очередной встречи премьеров двух стран.
Михаил КУКУШКИН, Яна ГОДОВАНАЯ