|
|
N°128, 19 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польское плетение
Ямал--Европа останется без второй нитки
Объявленный срок достройки экспортного газопровода Ямал--Европа остается под вопросом. Хотя вчера были официально введены в строй две компрессорные станции на территории Польши, уже очевидно: до конца года на проектную мощность 32,3 млрд кубометров газа в год труба не выйдет. Пуск в строй станций «Чеханув» и «Шамотулы» обеспечил увеличение пропускной способности с 22,8 до 29 млрд кубометров в год. Последнюю «польскую» компрессорную станцию планируется запустить только в январе 2006 года. Кроме того, не решены вопросы достройки двух компрессорных станций на территории Белоруссии. Между тем «Газпром» так и не смог добиться обещанного увеличения своей доли в польском участке газопровода Ямал--Европа до 50%. Польская сторона, владеющая сейчас 52%, не желает расставаться с контрольным пакетом, хотя фактически именно «Газпром» обеспечил финансирование строительства на 80%. Так что на дальнейшем развитии этого экспортного маршрута, прокладке второй нитки газопровода, можно поставить крест.
Решение о строительстве польского участка газопровода Ямал--Европа закреплено российско-польским межправительственным соглашением в августе 1993 года. Для прокладки этого участка была учреждена специальная компания EuroPolGas, ее акционерами стали «Газпром» (48%), государственная польская нефтегазовая компания PGNiG (48%) и польский газовый трейдер Gas-Trading (4%). При этом в соглашении доли польской и российской сторон были зафиксированы как паритетные. Но реализовать это положение «Газпром» не может из-за глухого сопротивления польских властей.
Зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил вчера в Варшаве, что концерн, «безусловно, будет стремиться к реализации межправительственного соглашения» в части распределения долей в компании EuroPolGas. Как рассказал «Времени новостей» источник в концерне, технически это сделать очень просто, а основные препятствия для осуществления газпромовских интересов в проекте лежат в политической плоскости. По словам собеседника газеты, согласно польским законам акционеры, контролирующие свыше 90% акций любой компании, могут воспользоваться правом принудительного выкупа оставшихся акций у миноритариев. «Газпром» и PGNiG совместно владеют 96% EuroPolGas. Однако польская госкомпания всеми силами тормозит процесс переговоров по выкупу доли у Gas-Trading.
Gas-Trading, который в 1990-е годы был посредником между «Газпромом» и потребителями в Польше, принадлежит польскому предпринимателю Александру Гудзоватому. Основная масса расчетов за российский газ производилась по бартеру польскими товарами, что в несколько раз увеличивало доходность посреднического бизнеса. Впоследствии «Газпром» отказался от услуг Gas-Trading, но доля посредника в проекте «Ямал--Европа» сохранилась благодаря позиции властей Польши.
Глава PGNiG Марек Косовски вчера весьма уклончиво комментировал перспективы изменения структуры акционеров EuroPolGas. «Это вопрос переговоров, -- заявил он «Времени новостей». -- Я затрудняюсь оценить вероятность этой сделки».
Против «Газпрома» свидетельствует и предыдущий опыт реализации российско-польского межправсоглашения по газу. Многие его положения также не выполняются. Более того, полтора года назад российская сторона пошла на беспрецедентные уступки Варшаве, на четверть снизив зафиксированные в соглашении контрактные обязательства PGNiG по закупке российского газа. Вместо первоначальных 240 млрд кубометров в рамках 20-летнего контракта Польша добилась права без санкций, предусмотренных механизмом take-or-pay («бери или плати») взять всего 180 млрд кубометров. Пойти на это «Газпром» вынудила польская сторона, которая тормозила достройку своего участка первой нитки газопровода.
Очередным примером нарушения поляками договоренностей может стать принудительное изменение принципов работы EuroPolGas. Как рассказал «Времени новостей» источник в «Газпроме», в польской прессе (очевидно, с подачи властей) дискутируется возможность принять закон об обеспечении обязательной нормы доходности. Источник напоминает, что изначально «Газпром» и PGNiG договорились, что EuroPolGas будет бесприбыльной компанией. Единственный источник ее доходов -- тариф на транзит газпромовского сырья в Европу. Ставка плавающая, она устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть обоснованные расходы транзитера и обеспечить возврат кредитов и процентов про ним в период до 2017 года. Сейчас ставка составляет 2,03 долл. за прокачку 1000 кубометров газа на 100 км, но постепенно она будет снижаться и к 2012 году должна стабилизироваться на уровне около 1 долл. Если же обсуждаемый закон о норме доходности будет принят, тариф для «Газпрома» будет выше, так как в нем станет учитываться еще и прибыль EuroPolGas, причем большая ее часть достанется польской стороне, не говоря уже о дополнительных налогах. Подобная история уже имела место, когда польские власти сначала освободили EuroPolGas от уплаты налога на имущество, а затем вновь обязали его платить.
Все эти сложности укрепляют нежелание «Газпрома» строить вторую нитку трубы Ямал--Европа, сместив приоритеты в сторону Северо-Европейского газопровода. По словам Александра Ананенкова, по экономической эффективности строительство трубы по дну Балтики не уступает проекту развития «Ямал--Европа», а по стратегическому потенциалу (диверсификация маршрутов экспорта, оптимизация транспортировки в Европу дорогостоящего арктического газа) превосходит его.
Строительство линейной части газопровода по территории Польши обошлось примерно в 1 млрд долл., пять компрессорных станций -- еще в 0,5 млрд долл. В целом капвложения в польский участок первой нитки превышают 2 млрд долл. с учетом выкупа земельных участков, обслуживания кредитов и пр. Стоимость строительства одной подводной нитки Северо-Европейского газопровода зампред правления «Газпрома» Александр Медведев ранее в интервью «Времени новостей» оценивал в 2 млрд долл. Характерно, что президент России Владимир Путин, описывая на недавней пресс-конференции на саммите «большой восьмерки» в Шотландии планы экспорта энергоносителей, подробно рассказал о «Голубом потоке», украинском транзитном направлении и Северо-Европейском газопроводе, а проект «Ямал--Европа» упомянул лишь двумя словами.
Алексей ГРИВАЧ, Варшава