|
|
N°143, 10 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Байройтский застой
В разгаре Вагнеровский фестиваль
Главным событием празднующего свое 125-летие Вагнеровского фестиваля в Байройте стала постановка мегатетралогии «Кольцо нибелунгов», которую осуществил авторитетный немецкий режиссер Юрген Флимм. В течение месяца цикл из четырех опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») будет сыгран трижды -- четыре дня подряд, как и задумывал это грандиозное действо сам Вагнер. Армия истинных вагнерианцев, устремляющихся каждое лето в маленький баварский городок, постоянно увеличивается -- толпы людей с одинаковыми картонными табличками Suche Karte («Ищу билет») давно уже стали неотъемлемой частью байройтского ландшафта.
Между тем атмосфера фестиваля далека от идиллии. В последние годы внимание прессы и публики приковано не столько к самим оперным постановкам, сколько к семейным баталиям наследников композитора. Многие считают, что нынешний глава фестиваля, 81-летний Вольфганг Вагнер (внук), засиделся на своем месте и что застой стал ощущаться и в фестивальных программах -- неоднократно в адрес Байройта слышались упреки в излишнем консерватизме постановок. За последние несколько лет крупнейшие певцы и дирижеры заявили о своем отказе выступать в Байройте -- недавно их список пополнил Пласидо Доминго, которого строптивый Вольфганг Вагнер упрекнул в недостаточном количестве репетиций. Заявление испанского тенора в BBC News прозвучало достаточно категорично: «В моем возрасте подобная размолвка означает конец романа с Байройтом. Ничего нет хуже, когда люди со всех сторон донимают тебя вопросами: «Когда же этот старик соберется уйти со своего поста?»
Доминго не лукавит. Вольфганга Вагнера просили уйти на заслуженный отдых и дирекция фестиваля, и родственники, и пресса. Он, однако, цепко держится за свое кресло, объясняя это тем, что не видит себе преемника. Дочь Вольфганга, Ева Вагнер-Паскье, еще несколько лет назад считалась наиболее вероятным кандидатом на место отца, однако в этом году открыто заявила о том, что не заинтересована заниматься фестивалем, пока Вольфганг не отошел от дел. Гораздо более агрессивно ведет себя внучатая племянница композитора, искусствовед Ники Вагнер, атакуя престарелого родственника в европейских СМИ.
По правде говоря, эти семейные дрязги, которым столько же лет, сколько и самому фестивалю, давно никого не удивляют. За много лет до того, как началась свистопляска с директорским креслом, Вагнеров обвиняли в связях с фашистами, о чем было написано несколько книг и эссе. (Дети Вагнера водили дружбу с Гитлером, да и в литературных трудах самого композитора можно найти недвусмысленные рассуждения об «избранной нации».) На популярности фестиваля все это пока не отражается; но очевидно, что для преодоления байройтского застоя нужен человек со свежими творческими идеями. Может быть, даже не из семьи Вагнеров.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ