|
|
N°127, 18 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Определения терроризма нет, но это не препятствие для борьбы с ним"
Трагедия в Лондоне вновь привлекла внимание к слабой эффективности борьбы международных организаций с терроризмом. Что делает для борьбы с международным террором Организация Объединенных Наций? Об этом спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказывает постоянный представитель России в ООН Андрей ДЕНИСОВ.
-- Международный терроризм действует все активнее, поэтому ООН должна скорее определиться с принципами применения силы, в том числе с превентивными ударами по базам террористов. Есть ли прогресс в этом направлении?
-- Определенности в этом серьезном вопросе до сих пор нет. Но уже есть общее понимание в отношении того, что Устав ООН в части, регулирующей вопросы применения силы, пересматриваться не должен. Применение силы возможно только с санкции Совбеза ООН или в порядке реализации права на самооборону.
Нерешенные вопросы носят практический характер. К примеру, как быть Совбезу в тех случаях, когда кто-то настаивает на применении силы тогда, когда национальное государство не может или не хочет предотвратить массовое нарушение прав человека? Есть идея критериев применения силы, не встречающая массового противодействия. Но и ее сторонникам ясно, что в это прокрустово ложе все ситуации не впишешь. Например, нет четкого видения того, как именно страна реализует право на самооборону, когда угроза террористической атаки ей кажется неминуемой.
-- Резолюция 1611 Совбеза ООН осудила теракты 7 июля в Лондоне. Но способна ли ООН противостоять международному терроризму?
-- Резолюция 1611 не преследовала цели выработать конкретные меры, а обозначила реакцию Совбеза как высшего органа ООН по вопросам поддержания международного мира и безопасности на трагические события. Возьмем такой пример. В сентябре 2004 года произошла трагедия в Беслане, и тут же последовало заявление председателя Совбеза, отразившее реакцию мирового сообщества. Через месяц, 8 октября, по инициативе России приняли резолюцию 1566, предусматривающую конкретные меры по усилению контртеррористической деятельности ООН.
-- Чем занимается контртеррористический комитет (КТК) ООН?
-- Россию, председательствовавшую в контртеррористическом комитете около десяти месяцев, весной 2005 года сменила Дания. Но мы активно участвуем в его работе. Для нас это дело кровное. Конечно, ООН не спецподразделение по подавлению террористов -- это задача прежде всего национальных контртеррористических органов. Задача же ООН, во-первых, совершенствовать международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Во-вторых, содействовать наращиванию возможностей государств в противостоянии террористической угрозе. Задачей КТК, который строит свою работу в соответствии с резолюцией 1373, принятой 2 октября 2001 года после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, как раз и является это самое наращивание возможностей.
Государства -- члены ООН обязаны представлять в КТК доклады о принятых ими мерах в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего меры законодательного характера, которые создают базу для этой борьбы. Далее идут меры организационно-институционального характера по созданию соответствующих органов и оснащению их ресурсами, например системами по выявлению опасных грузов на таможнях и т.д. Если же страны готовы действовать, но не обладают достаточными ресурсами (например, сложно разрабатывать законодательство или нет средств для создания защиты и технического контроля в пунктах пересечения границы), то они обращаются к международному сообществу за помощью. И международное сообщество через донорские каналы оказывает так называемую техническую помощь.
-- Насколько отлажено взаимодействие национальных спецслужб с КТК?
-- Партнерство в непосредственной борьбе с терроризмом между спецслужбами осуществляется в основном по двусторонним каналам. КТК же взаимодействует с региональными организациями и их подразделениями, занятыми, как и КТК, расширением законодательных и институциональных возможностей противодействия терроризму. В числе партнеров КТК -- профильные структуры Совета Европы и Комиссии европейских сообществ (КЕС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Антитеррористический центр СНГ. Я перечислил лишь те организации, чьи представители уже поддерживают активные контакты с КТК ООН. Есть также Группа контртеррористических действий «восьмерки», созданная в Эвиане в 2003 году. Если КТК оценивает потребности государств в повышении их контртеррористического потенциала, то эта группа оказывает содействие в обеспечении этих потребностей необходимыми ресурсами. То есть КТК ООН выступает координатором между различными организациями в работе на антитеррористическом треке.
-- Г-н Денисов, изжиты ли в Совбезе ООН двойные стандарты в подходе к терроризму? Может ли Совбез пресечь предоставление политического убежища пособникам и идеологам терактов?
-- Это вопрос тонкий. И дело тут не обязательно в чьей-то злой воле. По законодательству некоторых стран лицо, включенное в списки террористов, имеет право на судебную защиту. Такой человек может потребовать через суд доказать обоснованность включения его в список и настаивать на компенсации, если эта обоснованность судом не будет доказана. Поэтому некоторые государства относятся к занесению тех или иных лиц в списки террористов щепетильно, с оглядкой на возможную судебную процедуру. Но каждый новый теракт приближает нас к большей согласованности позиций.
-- И чеченские сепаратисты из-за отсутствия необходимых доказательств будут получать политическое убежище в США и Великобритании?
-- Мы считаем, что собранные нами доказательства причастности некоторых лиц к террористической деятельности достаточны, но наши партнеры, причем не государственные органы, а юридическая система, заинтересованы в дополнительных доказательствах. Мы продолжаем доказывать свою правоту. Но это вопрос двусторонних отношений, а не для рассмотрения в структурах ООН.
-- Что мешает принятию ООН определения терроризма?
-- Проблема упирается в то, как отделить террористическую деятельность от национально-освободительной борьбы, и в то, как отделить действия террористов от действий подразделений, пресекающих террористическую угрозу. Как трактовать ситуацию, когда в рамках операции по пресечению терроризма наносится ущерб мирным жителям? Здесь единогласия пока нет. А это затрудняет и выработку определения терроризма.
Но отсутствие определения отнюдь не является препятствием для борьбы с терроризмом и расширения международного сотрудничества в этой борьбе. Крупным вкладом в работу на контртеррористическом направлении стала принятая весной по инициативе России Конвенция ООН по борьбе с актами ядерного терроризма. Продолжается в ООН и работа над не согласованными пока положениями текста Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.
-- Будет ли присутствовать тема терроризма в документах сентябрьского саммита-2005?
-- Поскольку здесь решены не все вопросы, Генсек ООН предложил включить в политические документы формулу, обозначающую подходы к определению терроризма. Вопрос требует тщательной юридической проработки. Очень важно не забыть об этом ради выхода на весомые политические формулировки.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ