|
|
N°127, 18 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Идеологию джихада ждет большое будущее»
Швейцарский автор только что вышедшей книги «Лондонистан: голос джихада» Доминик ТОМАС рассказал "Времени новостей" о специфике исламистских группировок в Европе.
-- Что вы называете Лондонистаном?
-- Лондонистаном именуют лондонское сообщество мигрантов, даже во втором или третьем поколении, которые образуют большие или маленькие компактные группы. Лондонистан очень разнороден. Здесь и представители классической националистической оппозиции -- саудовцы, тунисцы, алжирцы, египтяне, -- и «интернационалистские» движения, которые ставят перед собой другие, более широкие цели. Люди, прошедшие через идеологическую плавильню джихада в Афганистане, соседствуют с оппозиционерами, приехавшими из Марокко, или кашмирцами. Однако различие речей и методов действий этих двух направлений отнюдь не исключает наличия связей и даже налаживания сотрудничества по мере радикализации всего этого сообщества.
-- Сыграла ли тут свою роль война в Ираке?
-- Участие Великобритании в интервенции бок о бок с США стало мощным побудительным толчком для различных групп, существующих в стране. До этого наиболее радикальные предпочитали не высовываться за пределы своего рода «серой зоны», установленной для них политикой британского правительства, где репрессии до сих пор сочетаются с высокой терпимостью к опасным призывам исламистских лидеров.
-- Что за группа стоит за пакистанцами, участвовавшими в лондонском теракте?
-- Некая «Тайная организация джихада "Аль-Каиды" в Европе» заявила, что это якобы ее рук дело. Но такие заявления следует многократно перепроверять.
-- Следует ли воспринимать всерьез угрозы новых терактов в других европейских государствах, включая Россию?
-- Все европейские страны находятся в опасности. "Аль-Каида", взявшая на вооружение концепцию глобального джихада, будет наносить удары по врагу там, где он находится, и там, где это позволяют условия. Это движение организует свои действия в мире, где страны более не разделяются непреодолимыми стенами, мире, открытом для операций киберджихадистов, чье влияние растет. Сила этого киберджихада в том, что он с помощью своих директив формирует повсюду виртуальное сообщество из сетей своих сторонников, не требуя при этом никакого формального членства.
-- То есть создается нечто вроде глобальной террористической сети на идеологической основе?
-- Со времени ударов по Нью-Йорку и Вашингтону в сентябре 2001 года число операций "Аль-Каиды" непрерывно растет. Учитывая тлеющие конфликты в Ираке, на Ближнем Востоке, в Кашмире или Чечне, движение джихадистов располагает практически неисчерпаемыми возможностями для мобилизации новых бойцов. Идеологию джихада ждет большое будущее.
-- Что же это за идеология?
-- Это отнюдь не примитивная идеология уничтожения Запада, как полагают многие. Если обратиться к веб-сайтам джихадистского движения, то на них развертывается широкая и весьма политизированная дискуссия, разоблачающая ту роль, которую западные державы -- Великобритания, Франция и США -- играют на Ближнем Востоке со времен первой мировой войны. При этом джихадисты часто демонстрируют очень хорошее знание структур и эволюции западных обществ, разоблачая их.
-- Насколько эффективна глобальная координация деятельности джихадистов "Аль-Каиды"? Одновременно с терактами в Лондоне было объявлено о казни "Аль-Каидой" посла Египта в Ираке. Есть ли связь между этими событиями?
-- Никакой. То, что это совпало по времени, -- чистая случайность. Между разными группами джихадистов, действующими в разных условиях, нет связи. Так, сеть "Аль-Каиды" в Ираке сейчас входит в состав движения сопротивления и не поддерживает отношений с группами, действующими в Европе. Убийство посла -- это удар по стране, изобличенной в пособничестве США и сотрудничестве с режимом, установленным США в Ираке.
Беседовал Игорь СУРИН, Женева