|
|
N°143, 10 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вооруженный путь -- это реальная необходимость»
Россию и Украину просят не убивать албанцев
В среду вечером в Охриде, несмотря на новую вспышку боев и временный выход из переговорного процесса партии премьера Македонии Любчо Георгиевского, все же парафировано албано-македонское соглашение. Официальное подписание назначено на понедельник. Между тем в Скопье уже начались волнения славян, которые обвиняют власти в соглашательстве и требуют «разобраться» с террористами. Корреспонденты газеты «Время новостей» Диана ДУРЗИ и Екатерина ЛАБЕЦКАЯ попросили прокомментировать ситуацию участника переговоров в Охриде Имера ИМЕРИ, лидера одной из двух партий македонских албанцев -- Партии демократического процветания.
-- Как постоянный участник переговоров по македонскому урегулированию вы можете с уверенностью сказать, что окончательное соглашение будет подписано?
-- Надо быть пророком, чтобы предсказать ход событий. Мы надеемся, что за несколько дней политическое согласие будет достигнуто. Его достижению препятствовал организованный в Македонии государственный терроризм в отношении албанцев. Безнаказанные убийства и похищения албанцев были тормозом переговорного процесса.
-- Но при этом ваша партия считает, что равноправия можно достигнуть только военным путем.
-- Вооруженный путь -- это не политическое желание, а реальная необходимость для всего албанского населения Македонии, организованного в две большие политических партии. Освободительная национальная армия (ОНА) -- часть этого народа, часть страданий этого народа. У членов ОНА были мотивы, чтобы организоваться, ибо они не могли ничего добиться политическими средствами.
-- Все ли полевые командиры ОНА удовлетворены позицией албанской стороны на переговорах? Считаете ли вы реальным добровольное разоружение ОНА?
-- Это большой вопрос. У них другой сегмент работы, отдельный от политики, но они имеют право интересоваться ходом политического процесса. Это группа людей, пришедших в отчаяние от безуспешности попыток реализовать свои права через легальные демократические политические институты. Когда их недовольство достигло апогея, тут и вспыхнуло восстание.
-- И теперь вы считаете реальным их добровольное разоружение?
-- Оно станет реальным только тогда, когда соглашение будет подкреплено международными гарантиями, когда в Македонию прекратятся военные поставки с Украины, из России, славянского мира в целом. Только тогда Македония вынуждена будет прийти к политическому согласию с албанцами. Пользуясь тем, что говорю с российской газетой, хочу передать серьезное послание официальной Москве и Киеву: «Не вставайте на сторону несправедливости! Не поставляйте македонцам вооружение, которое в основном используется для физического уничтожения албанцев!»
-- У вас есть неоспоримые доказательства поставок российского оружия?
-- Да, четкие и достоверные.
-- Руководство ОНА официально выведено за рамки переговорного процесса, но влияние лидера ОНА Али Ахмети на ход переговоров, говорят, очень велико. Вам приходилось обсуждать с ним позицию албанской диаспоры на переговорах? Вы с ним согласны?
-- ОНА преследует свои цели, но она доказала, что действует на выбранном пути изобретательно и успешно. Она пошла на то, чтобы политические переговоры вел легальный политический субъект, при условии, что ОНА будет держать руку на пульсе и иметь право контроля за процессом. С Али Ахмети у нас были контакты. Существует подписанная с ним декларация наших двух больших политических партий. Декларация содержит принятые нами совместно обязательства. Г-н Ахмети -- достойный политический представитель ОНА, и с ним можно сотрудничать на всех необходимых уровнях.
-- Едина ли на переговорах позиция албанской стороны или между Партией демократического процветания и Демократической партией существуют разногласия?
-- В процессе переговоров разногласий не было, но перед их началом имела место «политическая ревность». Сейчас мы едины.
-- Вы крайне негативно оцениваете македонскую государственность. Между тем еще полгода назад, до начала противостояния с албанцами, Македония считалась вполне благополучным демократическим государством.
-- Это был оптический обман, результат целенаправленной работы правительственной коалиции, заглушавшей своей властью голос оппозиции с помощью контроля над СМИ. Между тем в Македонии имели место случаи, которые для демократической страны иначе как катастрофическими назвать нельзя. Когда же чаша албанского терпения переполнилась, все всплыло наружу, ввергнув международное сообщество в шок.
-- Что же требует албанская община?
-- Требования албанцев накапливались на протяжении десятилетия. В стране действовала дискриминационная в отношении албанцев конституция, за которую 10 лет назад албанцы не голосовали. Македонские власти ни разу не принимали реальные поправки к конституции, позволившие бы албанским жителям почувствовать себя частью этого государства. Требования, выдвигаемые нами, отнюдь не новы. Источником кризиса всегда было то, каким образом права албанцев формулировались в конституции. Собственно по этому вопросу вся политическая борьба и шла.
-- Албанцам нужна федерализация Македонии?
-- Так вопрос никогда не стоял. Мы за сохранение унитарного государства, с тем же суверенитетом и в тех же границах. Речь идет о повышении юридического и политического статуса албанцев в рамках унитарного государства Македония.
-- А идея «Великой Албании» вас не вдохновляет?
-- Это пропаганда врагов демократического македонского государства, которая идет из славянского мира и некоторых центров, пытающихся отвлечь внимание от реальной ситуации. С полной ответственностью заявляю, что нет никаких попыток федерализации Македонии. Мы требуем лишь равноправия албанцев и македонцев.
-- В минувший вторник Ильяз Халими, единственный албанец в Совете национальной безопасности Македонии, подал в отставку. Будет ли кто-либо из албанцев делегирован на этот пост?
-- Если такой высокий албанский функционер, как зампред македонского парламента, не имел права голоса в этой структуре, то какой смысл в его присутствии там. В данный момент вопрос о его замене не стоит.
-- Последнее время постоянно идет информация о материальной и физической поддержке ОНА Корпусом по защите Косова. Действительно ли бывшие оаковцы входят в состав ОНА?
-- Это бесконечные славяно-македонские и сербские спекуляции. Они всегда бросают мяч на чужое поле, а потом там воюют. Дело не в том, что мы хотим все отрицать, об этом говорят факты.
Беседовали Екатерина ЛАБЕЦКАЯ и Диана ДУРЗИ