Время новостей
     N°127, 18 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.07.2005
Оранжевые плоды национального самосознания
В Ереване проходит кинофестиваль «Золотой абрикос»
Это второй фестиваль -- первый состоялся в прошлом году и так пришелся по сердцу участникам, что на этот раз решено проводить дело с куда большим размахом. Фильмов в Армении сегодня снимают очень мало, но на открытии первого фестиваля министр культуры Овик Овеян сказал: "Чтобы пройти какой-то путь, надо сделать первый шаг на этом пути. Кинофестиваль -- первый шаг в познании нами самих себя, своих возможностей, чтобы потом представить их миру".

Как и было обещано в прошлом году, второй «Абрикос» начался с показа армянского фильма -- премьеры картины ревностного сторонника авторского кино Эдгара Багдасаряна «Мариам». Игровых армянских фильмов не хватает, и в связи с этим конкурс «Армянская панорама» включает все, что снято: 29 документальных, анимационных, короткометражных работ.

Однако фестиваль, проходящий под девизом «Армения -- перекресток культур и цивилизаций», вовсе не намерен ограничиться демонстрацией немногих достижений национальной кинематографии. Помимо «Панорамы» здесь есть еще два международных конкурса -- игровой и документальный.

На пресс-конференции известный канадский режиссер Атом Эгоян, под председательством которого работает жюри международного игрового конкурса, подчеркнул, что для развития кино в Армении «армянский зритель должен войти в диалог с картинами, прочувствовать их вкус». Этот просветительский пафос -- главная особенность фестиваля, отборщики которого ездили по всему миру в поисках как просто интересных фильмов, так и следов армянского кино.

Директор фестиваля Арутюн Хачатрян убежден: «Для того чтобы был прогресс в армянском кино, в первую очередь нужно создать киноатмосферу. Говорят: деньги, деньги, деньги... Конечно, деньги важны, но главное -- это киноатмосфера. Нужно создать хорошую киношколу и направить государственное финансирование на осуществление кинопроектов». Пока, впрочем, вопрос денег стоит довольно остро; единственная приличная кинокамера "Арменфильма" -- двадцатилетней давности "Арифлекс", подарок Шарля Азнавура. Остальные -- наследие советских времен, скорее музейные экспонаты, нормальное кино ими снимать невозможно. Обновлять же технику не на что. Из госбюджета на нужды кинематографа выделяется всего 800 тыс. долл. в год.

Однако это не останавливает энтузиастов национального кинематографа. Режиссеры армянского происхождения работают по всему миру, их картины участвуют в престижных фестивалях, и, собрав всех вместе, можно создать некое, пусть пока условное, пространство национального кинематографа, где есть чем гордиться. Например, свой фильм лично представил известный французский режиссер армянского происхождения Робер Гедикян. Его "Последние дни Миттерана" были в конкурсе Берлинского фестиваля. Российское кино в Ереване представлено Никитой Михалковым и отдельной программой фильмов наряду с другими информационными показами -- «Взгляд назад: Аббас Киаростами и Йос Стелинг», «Расширенная Европа: Новые соседи», «Документальный мир».

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино