|
|
N°143, 10 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иногда они возвращаются
Власти Чечни хотят договориться с военными через полевого командира
Чеченская администрация продолжает утверждать, что Халид Ямадаев был представлен военным и гражданским чиновникам в качестве заместителя военного коменданта республики уже несколько дней назад, хотя пока не до конца ясно, подписано ли формальное распоряжение.
Российские власти назначение не комментируют, и сдержанность их вполне объяснима: Халид Ямадаев -- один из лидеров гудермесских боевиков. Во время первой чеченской войны бойцы братьев Ямадаевых сражались в Грозном против российских частей, в том числе в самые горячие дни августа 1996 года. Двадцатитрехлетний Сулим Ямадаев стал тогда бригадным генералом Ичкерии и вместе с братом Халидом возглавлял так называемый Гудермесский фронт. Гудермес находился под их контролем и после войны. В 1998 году именно здесь под непосредственным руководством братьев началось вооруженное выступление против сторонников исламского фундаментализма, лидерами которых были Шамиль Басаев и Хаттаб. Тогда дело дошло до серьезных вооруженных столкновений. Президент Аслан Масхадов не поддержал гудермесцев, боясь, что в Чечне начнется гражданская война. Вполне возможно, если бы не масхадовская нерешительность, удалось бы избежать гораздо более страшной войны, не законченной до сих пор. Как бы то ни было, район сохранял известную экстерриториальность до осени 1999 года. Когда в Чечню вошли российские войска, братья Ямадаевы договорились с командованием восточной группировки о мирной сдаче Гудермеса.
Сдача города оказалась политически правильной. Один из ее инициаторов, опальный муфтий Ичкерии Ахмад Кадыров, стал главой администрации республики. В первые же дни после назначения он обозначил свои симпатии: главой районной администрации в Гудермесе стала другая «переговорщица», Малика Гезимиева. Кое-кого из братьев Ямадаевых арестовали, -- видимо, они чересчур критически оценили нового главу Чечни. Симпатии их были тогда на стороне иной кандидатуры -- московского предпринимателя Малика Сайдулаева. Но не прошло и полгода, как семья воссоединилась. Братья заявили, что не видят будущего Чечни отдельно от России. Они по-прежнему располагали своей вооруженной группой, сотрудничали с российскими военными, не забывая порой напомнить, кто на самом деле обеспечивает в районе относительное спокойствие. С осени прошлого года появились слухи о том, что Сулим или Халид Ямадаев вот-вот возглавят или стрелковый батальон местного ополчения, или местный ОМОН.
Теперь братья вернули себе прежнее влияние: Малика Гезимиева уволена, а Халид назначен заместителем коменданта и ежедневно бывает у Ахмада Кадырова. Кстати, в данном случае могли иметь значение и общие тейповые интересы: братья Ямадаевы и Ахмад Кадыров -- беноевцы.
Как видно, власти готовы проявлять в Чечне любую кадровую гибкость -- лишь бы это способствовало урегулированию кризиса. Бывший полевой командир в комендатуре может оказаться очень полезным для администрации человеком. Г-н Ямадаев гораздо лучше военных знает республику и живущих в ней людей. Как выразился советник администрации Шамиль Бено, он сможет «разговаривать с военными на их языке, если надо, то и матом». В республиканском правительстве довольны появлением фигуры, через которую можно будет контактировать с военными. А вот самим военным, вероятно, будет непросто работать с человеком, который всего пять лет назад дрался против них с оружием в руках.
Иван СУХОВ