|
|
N°126, 15 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Официальный убийца
Вступил в силу приговор сотруднику ЮКОСа Алексею Пичугину
Сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин теперь официально считается организатором нескольких покушений и убийств. Вчера Верховный суд (ВС) отклонил жалобы его адвокатов, требовавших отменить вынесенный в марте этого года Мосгорсудом с участием присяжных обвинительный приговор и отправить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. По этому приговору Алексей Пичугин должен отбыть 20 лет в колонии строгого режима. Там ему, видимо, предстоит дожидаться следующего суда по делу об организации еще нескольких покушений на убийство, официальное обвинение в совершении которых недавно было предъявлено Генпрокуратурой.
Процесс по делу Алексея Пичугина все время сопровождался скандалами. Сначала на деле неожиданно появился гриф «секретно», у адвокатов взяли подписку о неразглашении, и прессу на заседание не допустили. Затем была распущена коллегия присяжных. По официальной версии, заседатели перестали ходить в суд, так как адвокаты якобы умышленно затягивали процесс. Адвокаты, напротив, полагали, что коллегия была на их стороне, и именно поэтому ее распустили. Новая коллегия в январе 2005 года приступила к рассмотрению дела заново, и в марте был вынесен вердикт. Присяжные признали Алексея Пичугина виновным в организации покушений осенью 1998 года на бывшего советника Михаила Ходорковского Ольгу Костину, а также убийства тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его супруги Ольги. Пичугину вменялось в вину и покушение на гендиректора ЗАО «Роспром» Сергея Колесова, но доказать это не удалось -- был лишь установлен факт нанесения ему телесных повреждений.
Правда, в предъявленном в начале июля новом обвинении Пичугину и его бывшему шефу Леониду Невзлину в организации еще нескольких покушений вновь фигурирует эпизод с Колесовым. Этим фактом вчера, в частности, возмущались адвокаты Пичугина и говорили, что человека нельзя судить дважды за одно и то же преступление.
Вчерашнее заседание кассационной инстанции также проходило в закрытом режиме, прессу допустили лишь на оглашение решения. Тем не менее в перерыве адвокаты рассказали журналистам, почему этот приговор, по их мнению, должен быть отменен. «Мы считаем, что на присяжных могло оказываться давление, -- заявил адвокат Дмитрий Жидков. -- Их все время откуда-то привозили и увозили на специальных автобусах. Спрашивается, с какой целью и что им в этих автобусах рассказывали?» Кстати, об этом же упоминал и гособвинитель Камиль Кашаев после вынесения приговора. Правда, он утверждал, что автобусы были организованы специально, чтобы уберечь присяжных от давления со стороны окружения Пичугина.
Секретность дела Пичугина также вызывала большие сомнения у адвокатов. «Кто поставил гриф «секретно», так и осталось не выясненным. Судья Наталья Олихвер с самого начала знала, что эти «секретные документы» в силу их специфики никогда не будут оглашены в суде, а потому здесь можно говорить об определенной согласованности между судом и прокуратурой, -- заявил другой адвокат Георгий Каганер. -- Если бы прессу пустили, то обвинительного вердикта не было, потому что не было никаких доказательств вины Пичугина».
Гособвинитель Генпрокуратуры Евгений Найденов отметил, что хотя эти «икс-файлы» действительно не огласили, но теоретически «их могли рассмотреть в любой момент», а потому проведение заседания в закрытом режиме, по его мнению, было абсолютно законно. В свою очередь адвокат Каганер считает, что судья намеренно ограничивала защиту в праве заявлять ходатайства, неправомерно лишала слова. «А самому Пичугину она даже не разъяснила его права наравне со всеми участвовать в прениях», -- сказал г-н Каганер. Тем не менее Верховный суд оставил приговор Мосгорсуда без изменения, а жалобы адвокатов и осужденного без удовлетворения.
«Мы будем подавать жалобу в Европейский суд по правам человека о нарушении права Пичугина на справедливое судебное разбирательство», -- заявила адвокат Ксения Костромина. Она также напомнила, что в производстве Европейского суда с 2003 года находятся еще две жалобы -- о нарушении права на личную свободу и неприкосновенность, а также о нарушении запрета на применение пыток и бесчеловечного обращения. Обе жалобы касаются содержания Алексея Пичугина в СИЗО «Лефортово», которое до сих пор в нарушение международных норм находится в ведении ФСБ (только на днях президент Путин подписал указ о передаче его Минюсту).
«То, что происходит в наших судах, просто возмутительно! У нас отбирают подписку о неразглашении, и одновременно прокуратура говорит все, что ей вздумается. А свидетель Игорь Коровников, осужденный ранее на пожизненное заключение за несколько убийств и изнасилований, на суде сидит без наручников, в костюме и рассуждает о том, как богатеи грабят нашу страну!» -- возмущался адвокат Каганер.
Гособвинитель Евгений Найденов решением суда остался доволен: «Это же обыкновенное убийство. И почему все в этом деле ищут какие-то подвохи, непонятно».
Екатерина БУТОРИНА