|
|
N°126, 15 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не будите во мне зверя
Авиньон представил Яна Фабра и ждет Форсайта
Авиньонский фестиваль, придуманный в 1947 году Жаном Виларом, не застыл в своем величии (один из крупнейших и престижнейших фестивалей мира), но продолжает меняться и искать новые способы составления программы, новые ходы. В прошлом году впервые была введена должность приглашенного артистического директора -- какую-нибудь знаменитость зовут составить программу на свой вкус. Тогда это был Томас Остермайер, человек, занимающийся в Германии хоть экстремальным, но все-таки драматическим театром. В этом году -- бельгиец Ян Фабр; он хорошо знаком той части московской публики, что интересуется балетом и современным танцем.
Москва видела полтора его спектакля -- одноактовку «Она была и есть, неизменно» на Европейском фестивале современного танца в 1999 году (дама в подвенечном платье полчаса ходила с задумчивым видом по сцене, из-под юбки у нее сыпались весьма правдоподобно сделанные модели гигантских пауков, и на том хореография исчерпывалась) и отрывок из опуса «Мои желания одиноки, как бродячие псы» -- это показывали три года назад на гала-концерте «Бенуа де ла данс». Тогда девушка на сцене Большого театра старательно изображала мастурбацию, а выделяющиеся в процессе телесные жидкости обозначал йогурт, который она выдавливала на сцену, а затем вылизывала. В общем, Ян Фабр, в одном из интервью заявивший, что каждый хореограф может придумать новое движение, и потому ему это неинтересно (вообще-то именно отсутствие новизны в лексике -- одна из самых острых проблем современной хореографии), принадлежит к тому радикальному направлению в современном танце, что считает: танец -- это все, что постановщику угодно назвать танцем, в том числе хождение по сцене, самоудовлетворение и читка вслух.
То есть решение директоров Авиньона ни в коей мере нельзя назвать трусливым -- они явно знали, на что шли, -- и, видимо, непродуманным тоже, потому что виден точный маршрут: в следующем году программу будет составлять Йозеф Надж, также человек, в равной степени встряхивающий и драматический, и танцтеатр. (Московской публике он тоже знаком -- его спектакль «Полуночники» получил «Золотую маску» как лучший иностранный спектакль, показанный в столице). Спектакль Наджа «Последний ландшафт», сделанный специально для Авиньона, в этом году стоит в центре программы -- и также в программе стоит спектакль Остермайера по любимой им Саре Кейн, сделанный в «Шаубюне» -- то есть обозначается преемственность худруков.
Все это будет в грядущие две недели -- в минувшую, открывавшую фестиваль, показали четыре спектакля самого Фабра. Еще в программе -- спектакли хореографов, работающих в contemporary dance, -- Вима Вандекейбуса, начинавшего в труппе Фабра и Матильд Моннье. Приглашен и профессиональный провокатор Оливье Пи; но главным событием, конечно, станет гастроль новой труппы Уильяма Форсайта.
В прошлом году город Франкфурт фактически уничтожил балет Франкфурта -- труппе, которой руководил двадцать лет Форсайт, отказали в финансировании. Городскому совету не понравились все более и более радикальные, все менее и менее танцевальные постановки хореографа. На развалинах театра Форсайт создал маленькую труппу -- вот ее первый спектакль и приедет. Называется он «Вы делаете меня зверем». Коротко и ясно.
Анна ГОРДЕЕВА